
Впервые о том, что Соединённые Штаты построят атомное торговое судно, объявил президент Дуайт Эйзенхауэр 25 апреля 1955 года. Военные атомщики предложили адаптировать для гражданского атомохода реакторную установку АПЛ "Наутилус". Предложение военных не устроило Эйзенхауэра. Использование лодочного реактора шло вразрез с идеологией "мирного атомохода" и усиливало позиции военных в атомной бюрократической иерархии США. Между тем, на президента давили владельцы торгового флота, проигрывавшие конкуренцию в морских перевозках иностранным компаниям и видевшие в атомоходах спасение для своего бизнеса. В итоге нашли компромисс — спроектировали небольшое грузо–пассажирское судно, что в последствии и обрекло атомоход на недолгую жизнь.
Проект судна был разработан нью–йоркской компанией "George G. Sharp, Inc.". За реакторную установку отвечала компания B&W.
Спущенное на воду в 1959 году грузопассажирское судно получило имя "Саванна" в честь первого в истории парохода, пересёкшего Атлантический океан. Первый выход состоялся 21 декабря 1961 года. Перед атомоходом "Саванна" не ставилась задача коммерческой целесообразности. Как теперь сказали бы, он являлся имиджевым проектом. Эйзенхауэр видел "Саванну" совершающей путешествия по миру и демонстрирующей возможности мирного, а не военного атома.
"Саванна" водоизмещением почти 13,6 тысяч тонн и максимальной скорость — 24 узла была очень красива. Её стремительный силуэт не портили ни трубы, ни копоть, но самым интересным было то, что она могла без дозаправки пройти 300000 миль, или 555600 километров или... 14 экваторов.
Судно обслуживал один реактор мощностью 74 МВт, с которым были связаны две турбины. Экипаж судна — 124 человека, из них 25 офицеров. Максимальное число пассажиров — 60, причём разделение их на классы не предусматривалось.
Увы, как и предрекали, срок службы атомохода "Саванна" оказался небольшим.
После демонстрационных походов в 1962–1964 годах судно получив эксплуатационную лицензию на протяжении пяти лет выполняло экспериментальные коммерческие рейсы, а после... деньги на имидж закончились и в 1972 года судно вывели из эксплуатации. На нём провели дезактивацию, слили теплоноситель и превратили его в музей.
Хотя "Саванна" исходно декларировалась имиджевым, а не коммерческим проектом, отказ от дальнейшего строительства в США торговых атомоходов мотивировали, в первую очередь, дороговизной и сложностями эксплуатации "Саванны".




Journal information