Публикации зарубежных изданий представляют определенный интерес, поскольку позволяют составить впечатление о мнениях, имеющих хождение за границей. По понятным причинам, нередко подобные публикации вызывают массу вопросов или даже становятся поводом для обоснованных возмущений и осуждений: далеко не всегда зарубежные авторы согласны с отечественными, а также порой не придерживаются объективной точки зрения и строят свои размышления на сомнительных тезисах или даже пропагандистских клише. Тем не менее, нередко встречаются и грамотные правильные статьи, дающие верные ответы на распространенные вопросы того или иного рода.
29 марта американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью Дэйва Маджумдара, посвященную американскому и российскому вооружению. Под громким заголовком «Russia's Deadly Tu-160 Bomber vs America's B-1: Who Wins?» («Российский смертоносный Ту-160 против американского B-1: кто победит?») скрывается весьма любопытная попытка рассмотреть поставленный вопрос и дать правильный ответ. Действительно, сравнение самолетов Ту-160 и B-1 нередко становится предметом обсуждений, но далеко не всегда подобные споры приходят к правильным выводам.
Свою новую статью Д. Маджумдар начинает с констатации очевидных фактов. Стратегические бомбардировщики Rockwell International B-1B Lancer и Ту-160 (неофициальное прозвище «Белый лебедь», по классификации НАТО – Blackjack) внешне очень похожи. Кроме того, имеются определенные совпадения в их тактической роли. Тем не менее, несмотря на все сходства и совпадения, это два совершенно разных самолета.
Поиск ответа на вопрос «кто победит?» начинается с рассмотрения истории одного из претендентов на победу. Журналист The National Interest напоминает, что американский самолет B-1A в свое время создавался в качестве сверхзвукового высотного бомбардировщика, предназначенного для прорыва к целям через противовоздушную оборону потенциального противника. Тем не менее, подобный проект был отменен в 1977 году. Администрация президента Джимми Картера и руководство Пентагона не без оснований посчитали, что такой самолет не имеет реальных перспектив. Специалисты пришли к выводу, что в существующем виде B-1A не сможет пройти через советские системы ПВО и выполнить поставленные задачи.
После этого руководство США приняло решение скорректировать развитие стратегических ядерных сил. Было решено повысить приоритет проектов межконтинентальных баллистических ракет сухопутного базирования, а также начать разработку перспективного самолета, способного преодолевать ПВО противника. Последние работы в итоге привели к появлению малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2 Spirit, однако в течение длительного времени эта машина и ее разработка оставались тайной.
Возрождение проекта B-1 в новом виде произошло уже при президенте Рональде Рейгане. Новый вариант проекта получил обозначение B-1B. Ввиду невозможности прорыва ПВО на большой высоте было решено реализовывать другой способ выхода к цели. Обновленный B-1B должен был отличаться малой радиолокационной заметностью, а также совершать прорыв на малой высоте со сравнительно высокой скоростью. Одним из результатов такого пересмотра проекта стало заметное сокращение скорости и высоты полета. Так, базовый B-1A должен был иметь возможность лететь со скоростью до М=2. В новом проекте B-1B максимальную скорость сократили до М=1,25, что было связано с рядом серьезных изменений конструкции, направленных на выполнение обновленных требований.
После завершения Холодной войны проект B-1B Lancer вновь подвергся доработкам. В связи с прекращением противостояния сверхдержав и изменением основных стратегий было решено скорректировать роль этих самолетов. В соответствии с решением Пентагона, B-1B должны были лишиться возможности несения ядерного оружия и стать носителями исключительно конвенциональных боеприпасов. В 1995 году в рамках проекта Conventional Mission Upgrade Program («Программа доработки для неядерных миссий») со строевых бомбардировщиков демонтировали все оборудование, необходимое для несения ядерного оружия. Одновременно с этим самолеты получали новые радиолокационные станции с повышенными характеристиками. Кроме того, появилась возможность применения современных высокоточных вооружений.
В дальнейшем, уже после 11 сентября 2001 года, самолеты B-1B вновь подверглись доработкам. Основные нововведения касались систем обнаружения, целеуказания и связи. К примеру, был принят на вооружение подвесной контейнер Sniper XR, позволяющий повысить точность применения оружия. Кроме того, появились новые средства связи и управления. Последние доработки строевых самолетов позволили в определенной мере повысить их боевую эффективность при выполнении задач в ходе локальных конфликтов, таких как войны в Афганистане и Ираке, включая борьбу с иррегулярными формированиями.
Д. Маджумдар полагает, что бомбардировщик B-1B более не может выполнять задачи, для которых создавался изначально. Ввиду нескольких модернизаций и развития средств ПВО подобные самолеты уже не могут прорывать хорошо организованную оборону противника и наносить удары по целям в глубине вражеской территории. Тем не менее, B-1B все еще сохраняет возможность боевой работы в качестве носителя авиационных ракет. Для решения некоторых боевых задач он сможет использовать ракеты типа JASSM-ER или LRASM. Таким образом, в случае некоторых миссий B-1B Lancer, с определенными оговорками, может считаться аналогом российского бомбардировщика Ту-160.
Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне похож на американский самолет B-1B, однако фактически это совершенно другая машина с иными целями. Ту-160 разрабатывался в советское время в качестве одного из основных средств нанесения ядерного удара по объектам противника в случае начала Третьей мировой войны. При этом, напоминает Д. Маджумдар, основной задачей Ту-160 являлась доставка крылатых ракет воздушного базирования с ядерными боезарядами к точкам запуска. Также предусматривалась возможность прорыва противовоздушной обороны противника при помощи скоростного полета на малой высоте.
Из-за такой разницы в задачах российский самолет получился крупнее американского и выигрывает у него по летным характеристикам. Так, максимальная взлетная масса Ту-160 превышает 606 тыс. фунтов (порядка 275 т), а максимальная скорость составляет М=2,05. Для сравнения, максимальный взлетный вес B-1B – 477 тыс. фунтов (около 215 т), а скорость полета не превышает М=1,25.
С момента появления бомбардировщика Ту-160 его основным вооружением были крылатые ракеты большой дальности Х-55МС. В грузоотсеках самолета может разместиться дюжина таких изделий, оснащенных ядерными боевыми блоками. В последние месяцы, когда Ту-160 впервые приняли участие в реальных боевых действиях, боекомплект самолетов включал в себя конвенциональную версию ракеты Х-55МС под названием Х-555. Кроме того, во время выполнения заданий по уничтожению объектов террористов в Сирии российские бомбардировщики применяли новейшие малозаметные ракеты Х-101. Имеются сведения о создании аналогичного оружия, несущего ядерный боезаряд, – Х-102.
Автор The National Interest напоминает, что в ближайшее время Россия планирует возобновить строительство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. После возобновления строительства в серию должна пойти усовершенствованная версия самолета, получившая обозначение Ту-160М2. Д. Маджумдар полагает, что новые серийные Ту-160М2 должны будут заменить имеющиеся в войсках самолеты Ту-22М3 и Ту-95МС, которые в настоящее время дополняют существующий воздушный флот «Блэкджеков». Также американский журналист предполагает, что модернизированный Ту-160 станет своеобразной временной мерой, которая позволит российской стратегической авиации сохранять требуемый потенциал до появления нового бомбардировщика ПАК ДА.
В финале статьи Д. Маджумдар дает ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Вернее, уклоняется от ответа и обосновывает это. По его мнению, вопрос из названия статьи не может считаться корректным. Бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга. Отличия заключаются в особенностях конструкции, в характеристиках и даже в предназначении техники. Таким образом, вопрос «кто из них победит?» не может иметь правильного ответа.
***
Сравнение различных образцов вооружения и военной техники является излюбленным занятием специалистов и общественности. Подобные анализы позволяют изучить ситуацию в той или иной области, а также сделать выводы о возможностях тех или иных образцов как самих по себе, так и в случае их противостояния. На протяжении долгих лет традиционными объектами сравнений является масса образцов оружия и техники, в том числе бомбардировщики Ту-160 и B-1B Lancer.
Появлению подобной пары «соперников», в первую очередь, способствует внешний вид двух самолетов. И Ту-160, и B-1B являются многорежимными сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками, что с определенными оговорками позволяет относить их к одному классу техники. Тем не менее, помимо внешнего сходства два образца имеют массу отличий с точки зрения конструкции, характеристик и тактической роли. Сходства и различия, а также разные их трактовки в результате становятся топливом, поддерживающим споры и обсуждения.
Следует отметить, ответ на вопрос «кто кого?» давно известен: никто и никого. Во-первых, бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга, чтобы их можно было сравнивать напрямую, а во-вторых, это не те самолеты, которым предстоит встречаться в очном бою и выяснять, кто сильнее. Поэтому сравнивать два образца можно только по характеристикам и боевой эффективности.
Как уже упоминалось, порой в зарубежной прессе появляются публикации, с которыми невозможно спорить. Статья Д. Маджумдара «Russia's Deadly Tu-160 Bomber vs America's B-1: Who Wins?» является хорошим примером подобно явления. Американский автор вспомнил историю двух проектов и рассмотрел основные их особенности. Результатом такого рассмотрения стал тезис о некорректности вопроса «кто кого?», вынесенного в заголовок. По мнению автора The National Interest, рассматриваемые самолеты слишком разные, чтобы их можно было сравнивать подобным образом.
Как справедливо отмечает автор, американский бомбардировщик B-1B создавался для выполнения низковысотного сверхзвукового прорыва к целям на территории, защищенной мощной ПВО. Задачей Ту-160, в свою очередь, всегда была доставка крылатых ракет к рубежу пуска, а за счет их большой дальности самолет мог даже не приближаться к зоне действия ПВО противника. Подобная разница в методах боевой работы двух самолетов была обусловлена основными особенностями стратегий применения дальней авиации, разработанных в двух странах. Специалисты СССР и США, изучив все факторы, сформировали собственные требования к технике и ее применению.
Интересен тот факт, что после окончания Холодной войны американские самолеты B-1B подверглись серьезным доработкам. Было решено лишить их возможности несения ядерного оружия. Кроме того, некоторые проблемы с номенклатурой вооружения привели к тому, что эти самолеты в течение длительного времени не могли применять ракетное вооружение – их оружием были только бомбы. С такой точки зрения российскому Ту-160 повезло гораздо больше. Его не стали переделывать с изменением роли, однако со временем пополнили номенклатуру доступных боеприпасов несколькими новыми изделиями.
Результатом всех этих событий, имевших место в прошлых десятилетиях, стали соответствующие особенности боевого применения техники. Американские самолеты B-1B Lancer неоднократно привлекались к выполнению авиаударов по целям на территории Афганистана и Ирака, в которых применялось управляемое бомбовое вооружение. Ту-160 смог впервые поучаствовать в реальной боевой операции только осенью 2015 года и сразу использовал крылатые ракеты, в том числе новых типов. Таким образом, боевые операции последних лет являются отличной и наглядной демонстрацией разницы двух самолетов.
Ввиду наличия значительных отличий разного рода прямое сравнение бомбардировщиков Ту-160 и B-1B не представляется возможным или осмысленным. Статья Д. Маджумдара и ее справедливые выводы в очередной раз напоминают нам, что далеко не всегда внешнее сходство образцов оружия или техники позволяет сравнивать их друг с другом. Кроме того, не стоит забывать, что внешность редко бывает самой важной частью рассматриваемых образцов, а все самое интересное связано с их внутренними частями и методиками применения.
Статья «Russia's Deadly Tu-160 Bomber vs America's B-1: Who Wins?»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-deadly-tu-160-bomber-vs-americas-b-1-who-wins-15626
29 марта американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью Дэйва Маджумдара, посвященную американскому и российскому вооружению. Под громким заголовком «Russia's Deadly Tu-160 Bomber vs America's B-1: Who Wins?» («Российский смертоносный Ту-160 против американского B-1: кто победит?») скрывается весьма любопытная попытка рассмотреть поставленный вопрос и дать правильный ответ. Действительно, сравнение самолетов Ту-160 и B-1 нередко становится предметом обсуждений, но далеко не всегда подобные споры приходят к правильным выводам.
Свою новую статью Д. Маджумдар начинает с констатации очевидных фактов. Стратегические бомбардировщики Rockwell International B-1B Lancer и Ту-160 (неофициальное прозвище «Белый лебедь», по классификации НАТО – Blackjack) внешне очень похожи. Кроме того, имеются определенные совпадения в их тактической роли. Тем не менее, несмотря на все сходства и совпадения, это два совершенно разных самолета.
Поиск ответа на вопрос «кто победит?» начинается с рассмотрения истории одного из претендентов на победу. Журналист The National Interest напоминает, что американский самолет B-1A в свое время создавался в качестве сверхзвукового высотного бомбардировщика, предназначенного для прорыва к целям через противовоздушную оборону потенциального противника. Тем не менее, подобный проект был отменен в 1977 году. Администрация президента Джимми Картера и руководство Пентагона не без оснований посчитали, что такой самолет не имеет реальных перспектив. Специалисты пришли к выводу, что в существующем виде B-1A не сможет пройти через советские системы ПВО и выполнить поставленные задачи.
После этого руководство США приняло решение скорректировать развитие стратегических ядерных сил. Было решено повысить приоритет проектов межконтинентальных баллистических ракет сухопутного базирования, а также начать разработку перспективного самолета, способного преодолевать ПВО противника. Последние работы в итоге привели к появлению малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2 Spirit, однако в течение длительного времени эта машина и ее разработка оставались тайной.
Возрождение проекта B-1 в новом виде произошло уже при президенте Рональде Рейгане. Новый вариант проекта получил обозначение B-1B. Ввиду невозможности прорыва ПВО на большой высоте было решено реализовывать другой способ выхода к цели. Обновленный B-1B должен был отличаться малой радиолокационной заметностью, а также совершать прорыв на малой высоте со сравнительно высокой скоростью. Одним из результатов такого пересмотра проекта стало заметное сокращение скорости и высоты полета. Так, базовый B-1A должен был иметь возможность лететь со скоростью до М=2. В новом проекте B-1B максимальную скорость сократили до М=1,25, что было связано с рядом серьезных изменений конструкции, направленных на выполнение обновленных требований.
После завершения Холодной войны проект B-1B Lancer вновь подвергся доработкам. В связи с прекращением противостояния сверхдержав и изменением основных стратегий было решено скорректировать роль этих самолетов. В соответствии с решением Пентагона, B-1B должны были лишиться возможности несения ядерного оружия и стать носителями исключительно конвенциональных боеприпасов. В 1995 году в рамках проекта Conventional Mission Upgrade Program («Программа доработки для неядерных миссий») со строевых бомбардировщиков демонтировали все оборудование, необходимое для несения ядерного оружия. Одновременно с этим самолеты получали новые радиолокационные станции с повышенными характеристиками. Кроме того, появилась возможность применения современных высокоточных вооружений.
В дальнейшем, уже после 11 сентября 2001 года, самолеты B-1B вновь подверглись доработкам. Основные нововведения касались систем обнаружения, целеуказания и связи. К примеру, был принят на вооружение подвесной контейнер Sniper XR, позволяющий повысить точность применения оружия. Кроме того, появились новые средства связи и управления. Последние доработки строевых самолетов позволили в определенной мере повысить их боевую эффективность при выполнении задач в ходе локальных конфликтов, таких как войны в Афганистане и Ираке, включая борьбу с иррегулярными формированиями.
Д. Маджумдар полагает, что бомбардировщик B-1B более не может выполнять задачи, для которых создавался изначально. Ввиду нескольких модернизаций и развития средств ПВО подобные самолеты уже не могут прорывать хорошо организованную оборону противника и наносить удары по целям в глубине вражеской территории. Тем не менее, B-1B все еще сохраняет возможность боевой работы в качестве носителя авиационных ракет. Для решения некоторых боевых задач он сможет использовать ракеты типа JASSM-ER или LRASM. Таким образом, в случае некоторых миссий B-1B Lancer, с определенными оговорками, может считаться аналогом российского бомбардировщика Ту-160.
Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне похож на американский самолет B-1B, однако фактически это совершенно другая машина с иными целями. Ту-160 разрабатывался в советское время в качестве одного из основных средств нанесения ядерного удара по объектам противника в случае начала Третьей мировой войны. При этом, напоминает Д. Маджумдар, основной задачей Ту-160 являлась доставка крылатых ракет воздушного базирования с ядерными боезарядами к точкам запуска. Также предусматривалась возможность прорыва противовоздушной обороны противника при помощи скоростного полета на малой высоте.
Из-за такой разницы в задачах российский самолет получился крупнее американского и выигрывает у него по летным характеристикам. Так, максимальная взлетная масса Ту-160 превышает 606 тыс. фунтов (порядка 275 т), а максимальная скорость составляет М=2,05. Для сравнения, максимальный взлетный вес B-1B – 477 тыс. фунтов (около 215 т), а скорость полета не превышает М=1,25.
С момента появления бомбардировщика Ту-160 его основным вооружением были крылатые ракеты большой дальности Х-55МС. В грузоотсеках самолета может разместиться дюжина таких изделий, оснащенных ядерными боевыми блоками. В последние месяцы, когда Ту-160 впервые приняли участие в реальных боевых действиях, боекомплект самолетов включал в себя конвенциональную версию ракеты Х-55МС под названием Х-555. Кроме того, во время выполнения заданий по уничтожению объектов террористов в Сирии российские бомбардировщики применяли новейшие малозаметные ракеты Х-101. Имеются сведения о создании аналогичного оружия, несущего ядерный боезаряд, – Х-102.
Автор The National Interest напоминает, что в ближайшее время Россия планирует возобновить строительство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. После возобновления строительства в серию должна пойти усовершенствованная версия самолета, получившая обозначение Ту-160М2. Д. Маджумдар полагает, что новые серийные Ту-160М2 должны будут заменить имеющиеся в войсках самолеты Ту-22М3 и Ту-95МС, которые в настоящее время дополняют существующий воздушный флот «Блэкджеков». Также американский журналист предполагает, что модернизированный Ту-160 станет своеобразной временной мерой, которая позволит российской стратегической авиации сохранять требуемый потенциал до появления нового бомбардировщика ПАК ДА.
В финале статьи Д. Маджумдар дает ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Вернее, уклоняется от ответа и обосновывает это. По его мнению, вопрос из названия статьи не может считаться корректным. Бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга. Отличия заключаются в особенностях конструкции, в характеристиках и даже в предназначении техники. Таким образом, вопрос «кто из них победит?» не может иметь правильного ответа.
***
Сравнение различных образцов вооружения и военной техники является излюбленным занятием специалистов и общественности. Подобные анализы позволяют изучить ситуацию в той или иной области, а также сделать выводы о возможностях тех или иных образцов как самих по себе, так и в случае их противостояния. На протяжении долгих лет традиционными объектами сравнений является масса образцов оружия и техники, в том числе бомбардировщики Ту-160 и B-1B Lancer.
Появлению подобной пары «соперников», в первую очередь, способствует внешний вид двух самолетов. И Ту-160, и B-1B являются многорежимными сверхзвуковыми дальними бомбардировщиками, что с определенными оговорками позволяет относить их к одному классу техники. Тем не менее, помимо внешнего сходства два образца имеют массу отличий с точки зрения конструкции, характеристик и тактической роли. Сходства и различия, а также разные их трактовки в результате становятся топливом, поддерживающим споры и обсуждения.
Следует отметить, ответ на вопрос «кто кого?» давно известен: никто и никого. Во-первых, бомбардировщики Ту-160 и B-1B слишком сильно отличаются друг от друга, чтобы их можно было сравнивать напрямую, а во-вторых, это не те самолеты, которым предстоит встречаться в очном бою и выяснять, кто сильнее. Поэтому сравнивать два образца можно только по характеристикам и боевой эффективности.
Как уже упоминалось, порой в зарубежной прессе появляются публикации, с которыми невозможно спорить. Статья Д. Маджумдара «Russia's Deadly Tu-160 Bomber vs America's B-1: Who Wins?» является хорошим примером подобно явления. Американский автор вспомнил историю двух проектов и рассмотрел основные их особенности. Результатом такого рассмотрения стал тезис о некорректности вопроса «кто кого?», вынесенного в заголовок. По мнению автора The National Interest, рассматриваемые самолеты слишком разные, чтобы их можно было сравнивать подобным образом.
Как справедливо отмечает автор, американский бомбардировщик B-1B создавался для выполнения низковысотного сверхзвукового прорыва к целям на территории, защищенной мощной ПВО. Задачей Ту-160, в свою очередь, всегда была доставка крылатых ракет к рубежу пуска, а за счет их большой дальности самолет мог даже не приближаться к зоне действия ПВО противника. Подобная разница в методах боевой работы двух самолетов была обусловлена основными особенностями стратегий применения дальней авиации, разработанных в двух странах. Специалисты СССР и США, изучив все факторы, сформировали собственные требования к технике и ее применению.
Интересен тот факт, что после окончания Холодной войны американские самолеты B-1B подверглись серьезным доработкам. Было решено лишить их возможности несения ядерного оружия. Кроме того, некоторые проблемы с номенклатурой вооружения привели к тому, что эти самолеты в течение длительного времени не могли применять ракетное вооружение – их оружием были только бомбы. С такой точки зрения российскому Ту-160 повезло гораздо больше. Его не стали переделывать с изменением роли, однако со временем пополнили номенклатуру доступных боеприпасов несколькими новыми изделиями.
Результатом всех этих событий, имевших место в прошлых десятилетиях, стали соответствующие особенности боевого применения техники. Американские самолеты B-1B Lancer неоднократно привлекались к выполнению авиаударов по целям на территории Афганистана и Ирака, в которых применялось управляемое бомбовое вооружение. Ту-160 смог впервые поучаствовать в реальной боевой операции только осенью 2015 года и сразу использовал крылатые ракеты, в том числе новых типов. Таким образом, боевые операции последних лет являются отличной и наглядной демонстрацией разницы двух самолетов.
Ввиду наличия значительных отличий разного рода прямое сравнение бомбардировщиков Ту-160 и B-1B не представляется возможным или осмысленным. Статья Д. Маджумдара и ее справедливые выводы в очередной раз напоминают нам, что далеко не всегда внешнее сходство образцов оружия или техники позволяет сравнивать их друг с другом. Кроме того, не стоит забывать, что внешность редко бывает самой важной частью рассматриваемых образцов, а все самое интересное связано с их внутренними частями и методиками применения.
Статья «Russia's Deadly Tu-160 Bomber vs America's B-1: Who Wins?»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/russias-deadly-tu-160-bomber-vs-americas-b-1-who-wins-15626
Автор Рябов Кирилл
Journal information