Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Как надо делать сериалы

Начнём издалека. Почему люди смотрят телевизор? Мы вряд-ли стали бы специально искать в интернете выпуск ток-шоу с Малаховым или фильм "Голый пистолет" с Лесли Нильсеном, чтобы пересмотреть любимые моменты. Но включив телевизор мы с большой долей вероятности западаем на то, что там идёт. Почему? Ответ прост - телевизор решает одну из основных проблем человека разумного - проблему выбора. Нам не надо искать фильм на торрент-трекерах, разрываясь между хоррором и комедией, бороздить интернет и мучать друзей вопросом "что посмотреть?!". Телепрограмма составлена профессионалами, материал разжёван сжатыми губами Киселёва, подходите-кушайте. С этим разобрались, запомнили, двигаемся дальше.

Если не брать во внимание что именно снимают в сериале: диван в кафе, голых баб с драконами, тяжкие будни ментов и.т.п. то остаются несколько технических моментов.

Глубина резкости (ГРИП, DOF) - термин, обозначающий насколько размывается все остальное относительно объекта в фокусе (профессионалы не ругайтесь, я пытаюсь объяснять доступно для всех). В любом зарубежном сериале ГРИП маленькая, то есть объект (герой, предмет) четко отделен от фона фокусом камеры. Это позволяет зрителю сконцентировать внимание на важном и не отвлекаться на визуальный мусор на фоне. В наших же сериалах зачастую в фокусе находится всё. От главного героя до мусора, валяющегося по всей комнате, потому что на реквизитора и грамотного сетттинг-директора денег не хватило, да и вобще "кто эти люди?!". Всё это великолепие подсознательно отвлекает на себя внимание зрителя.


Почему так? Казалось бы - камеры такие же, настрой себе малую глубину резкости да снимай. Ан нет, работа с малой ГРИП требует определенных навыков оператора. Движущийся обьект при съемке может легко выпасть из фокуса и получится брак. Поэтому отечественные операторы смело закрывают диафрагму своих обьективов на f/5-8 и идут курить, не переживая что кто-то вывалится из резкости.

Справедливости ради стоит отметить, что в последнее время наши продакшн-конторы следят за этим моментом, но еще есть куда стремиться.

Цвет и свет - настолько понятные каждому слова, что вроде и говорить тут не о чем. Но как раз об этом и можно написать пару-тройку томов по 600 страниц, и назвать это всё "введение в искусство не быть рукожопом".

На примере мы видим: слева присутствуют прекрасный световой и цветовой контраст, картинка красива - хоть распечатывай и на стену вешай. Справа же пацаны вышли из съемочного павильона и сняли сцену в гаражах, чтобы на обед еще успеть.

Работа команды на съемочной площадке похожа на кухню в фаст-фуде. Кто-то жарит картошку, кто-то её солит, кто-то режет салат, а кто-то запаковывает это всё в пергаментную бумагу. Так и на съемочной площадке присутствуют следующие специалисты, каждый из которых занимается только своим делом:

-художник по свету

-осветитель

-оператор

-фокус-пуллер (да-да, отдельный человек, который бегает за оператором и крутит ручку фокуса)

-режиссер

-гример

-костюмер

-декоратор

-реквизитор

-художник компьютерной графики (потому что именно ему вздыхать на фразы "поправим в пост-производстве" и следить за тем, чтобы было отснято всё, что ему нужно).

И ещё много разных хореографов, консультантов, каскадеров и прочих людей.

А перед тем как весь этот балаган соберется работают:

-раскадровщик

-создатель синематика (простой рисованный вариант сцены)

-локейшн-скаут, который ищет место для съемки

Прибавим сюда количество необходимого осветительного оборудования, помножим на курс доллара... Как же съемочная площадка выглядит в русском сериале:

Я утрирую конечно, но у нас часто один человек выполняет слишком много обязанностей или эти обязанности не выполняет никто. Качественный результат можно получить только работая в команде узких специалистов. Это касается как съемочной площадки, так и пост-продакшена, где разделённый пайплайн (эээ, конвейер?) особенно важен.

Резюмируя: каждый должен заниматься своим делом. Цветокоррекция начинает еще до того как началась сама съемка.

Также очень важно чередовать планы по крупности. Это прописное правило, которое можно найти в любом учебнике по кинопроизводству. Например у Даниэля Арижона (мой букварь).

Как правильно подметил @sansarasale, нет камер-нет чередования планов (основа динамичного монтажа). Причины прозаичны - бюджет.

В титрах голливудских фильмов директор по кастингу идёт наравне с режиссером, если не впереди него. Человек, который занимается подбором актеров - очень важная и ответственная единица в производстве. Потому что люди-это всё, это самый важный ресурс (как впрочем и во всех других сферах жизни). И дело даже не в деньгах. Просто нанимая высокооплачиваемого титулованного актёра режиссер-постановщик облегчает себе задачу в виде гарантированного результата. Но это не отменяет того факта, что есть куча молодых неизвестных дарований, которые и Безрукова и ДиКаприо за пояс засунут как Рональдиньо футболку после матча.

Кстати, почему у нас заходят именно сериалы про ментов/сидельцев. Во-первых потому, что пол-страны сидело еще не так давно, и отголоски этого мы еще пару поколений будем ощущать. Во-вторых в криминальных сериалах всем героям по жанру положена "мина кирпичом", что значительно облегчает актерскую жизнь и творческий поиск в принципе.

В какой стране можно купить сценарий пилота или текст песни для раскрученного эстрадного исполнителя за 5000р? Правильно, в нашей. Опять же: есть люди, которые пишут, пишут много и хорошо. Но нет ни эффективной биржи текстов, ни традиции отбора сценариев и работы копирайтеров через агентов. Поэтому на протяжении многих лет сценарии мыльных опер пишут одни и те же прикормленные графоманы. На западе скорее всего тоже присутствует кумовство, но конкуренция выше благодаря всем условиям для её существования. Это приносит новую кровь и свежие идеи на постоянной основе. Для лулзов: загуглите "зомби 2015 Мавроди". Да, это именно тот хитрый тип, по сценарию которого сняли сериал :)

А вот ещё: "клиффхенгер" (cliffhanger - дословно висящий на обрыве) - приём активно и успешно используемый западными сценаристами. Это когда вы заканчиваете смотреть серию догрызая остатки пульта и потом еще два часа с пеной у рта обсуждаете что же будет дальше. У нас прием пока только-только осваивается. И в подавляющем большинстве случаев все прозаично: коля любит машу - коля не любит машу - душевные страдания - примирение- хеппиенд.

К тому же любая идея, будь то сценарная, режиссерская или актерская, всегда проходит через критику продюсера. Человека, который платит деньги, и зачастую считает нужным внести свою лепту в производство. А продюсеры чаще всего идут по пути наименьшего риска и преследуют цель сделать сериал для наиболее широкой аудитории. Сам с этим столкнулся при производстве графики для одного из сериалов, прогрессивные идеи были зарезаны.

Так почему мы продолжаем всё это смотреть, а значит люди продолжают клепать килограммы низкопробного мыла из года в год? Возвращаемся к началу поста: потому что смотреть зачастую больше нечего. Ладно мы с вами следим за новинками западного производства в интернете. А что делать тем, у которых лишь ТВ? Но не всё так плохо, на самом деле последние годы радуют всё новыми достойными сериалами. Да, не всегда всё гладко, но надежда разгорается всё сильнее. И возможно через пару лет мы всё-таки донесём стрёмные сериалы до вулкана, и вернемся в наш с вами прекрасный и приятный сериальный Шир. Вот список сериалов последних пары лет, которые так или иначе заставили обратить на себя внимание. Я не беру однозначные успехи типа "Ликвидации", специально перечислил сериалы именно недавние. Буду благодарен, если дополните в комментариях своими с краткой аннотацией.

Закон Каменных Джунглей - хорошая картинка и крутая подача содержания предыдущих серий. Посредственный сюжет и игра актеров без явных огрехов.

Вечный Отпуск - мыло, каким оно и должно быть. Местами высосано из пальца, но в целом нормальный сериал для расслабона после работы.

Декорации Убийства - визуально все прекрасно. И монтаж и картинка, и сюжет вроде неплох, но актеры местами подводят.

Озабоченные - не люблю этот сериал за то, что он несёт низменные ценности. Но надо отдать должное, сюжет в нём по структуре и неожиданным поворотам хорош. Замечены клиффхенгеры.






отсюда








Tags: кино
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment