Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Многоцелевой вертолёт Ка-18



Ка-18 (по натовской кодификации Hog, «боров») — многоцелевой советский вертолет, созданный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Непосредственной компоновкой вертолета занимался М. Б. Малиновский. Вертолет представлял собой дальнейшую модификацию вертолета Ка-15, которая отличалась наличием расширенного и удлиненного фюзеляжа. Вместимость вертолета составляла: один летчик и 2-3 пассажира. Машина активно эксплуатировалась Аэрофлотом с 1959 по 1974 год в качестве почтово-пассажирского, сельскохозяйственного, санитарного. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году данный вертолет был удостоен золотой медали. В прессе вертолет Ка-18 называли не иначе, как «летающий автомобиль».



Вертолет Ка-18 был предназначен для гражданских эксплуатантов. Перечень выполняемых данным вертолетом работ включал перевозку почтовых отправлений и грузов, пассажиров и больных. Вместе с вертолетом Ка-15 он использовался и для проведения авиационно-химических работ. Опытный экземпляр вертолета Ка-18 был построен в 1956 году. В 1957 году машина успешно выдержала государственные испытания. Вертолет Ка-18 выпускался серийно и находился в эксплуатации более 15 лет. Всего на вертолетном заводе в Улан-Удэ было собрано 111 вертолетов Ка-18, а общее число произведенных вертолетов всех модификаций составляло примерно 120 единиц.

Впервые многоцелевой вертолет Ка-18, являющийся, по сути, четырехместной версией вертолета Ка-15, поднялся в небо 13 октября 1956 года. По сравнению с базовой моделью в новой винтокрылой машине была удлинена хвостовая балка и фюзеляж, а также увеличено количество хвостовых шайб и расширена кабина. Помимо пилота, в кабине вертолета Ка-18 были оборудованы места для 3-х пассажиров. Также имелась возможность перевозить одного больного или раненого человека на носилках с сопровождающим медицинским персоналом.




Многоцелевой вертолёт Ка-18


Применение вертолета Ка-18 предусматривалось в следующих основных вариантах:
— пассажирско-грузовой вариант вертолета (предназначен для перевозки людей и грузов, а также почты и багажа внутри фюзеляжа. Данная версия оснащалась отопительной системой);
— патрульный вариант вертолета (предназначен для патрулирования территорий органами сил правопорядка);
— санитарный вариант вертолета (предназначен для транспортировки больных и пострадавших людей. В состав конструкции такого вертолета включали кислородную установку и отопительную систему).

В санитарном варианте вертолета Ка-18 набор специального (съемного) оборудования включал в себя: кислородную установку, носилки, поильник, термос и стяжные ремни. К несъемному санитарному оборудованию можно было отнести стол медицинского работника и вертолетную аптечку. При этом пассажирский вариант вертолета можно было с легкостью переоборудовать в санитарный вариант путем демонтажа переднего пассажирского кресла и установки вместо него съемного санитарного оборудования.

В 1958-1963 годах в СССР для вертолетов Ка-18 и Ка-15 изготавливались специальные стеклопластиковые винтовые лопасти Б-7 (изначально на первых моделях Ка-18 использовались лопасти, изготовленные из древесины). По словам разработчиков, для их производства пришлось использовать новую на тот момент времени систему выпекания в автоклавах под действием пресса. Данный тип производства позволял получить совершенно идентичные по размерам и весу детали, что стало значительным шагом вперед в отечественном вертолетостроении. Новые стеклопластиковые лопасти были прочными, устойчивыми к колебаниям погоды, а также отличались быстротой производства. Использование стеклопластиковых лопастей увеличивало их ресурс и обеспечивало вертолету повышение аэродинамических качеств несущих винтов.

Многоцелевой вертолёт Ка-18


Для выполнения полетов в холодную погоду, особенно зимой, на вертолете Ка-18 было предусмотрено наличие специальной отопительной системы, главными элементами которой были электрообогреватель, а также трубопроводы подачи прогретого воздуха к нижней части кресел пассажиров и пилота вертолета. Также советским конструкторам удалось значительно расширить географию эксплуатации машины за счет внедрения в конструкцию вертолета противообледенительной спиртовой системы. Назначением противообледенительной системы было обеспечение полета во время обледенения некоторых элементов конструкции. Суть работы этой системы заключалась в реализации принципа омывания стекла кабины пилота, винтовых лопастей специальной противообледенительной жидкостью, которая разрушала лед и мешала его дальнейшему образованию.

С точки зрения конструкции вертолеты Ка-15 и Ка-18 были изготовлены по двухвинтовой соосной схеме с одним поршневым двигателем и четырехопорным шасси. Фюзеляж ферменной конструкции имел обшивку из сплава алюминия. В фюзеляже вертолета располагалась двухместная кабина экипажа с расположенными рядом креслами пилота (с левой стороны) и оператора (с правой стороны), кабина отличалась наличием двух сдвижных дверей и большой площадью остекления. При этом размеры кабины были увеличены, что позволило разместить еще два кресла, предназначенных для пассажиров или больного на носилках. В передней части кабины имелся обтекатель для размещения необходимого оборудования.

Хвостовая балка вертолета полумонококовой конструкции была выполнена из алюминиевого сплава. Сверху к балке крепится стабилизатор прямоугольной формы с килевыми шайбами трапециевидной формы и с рулями направления. Шасси Ка-18 было четырехопорным, неубирающимся. При этом передние опоры были оснащены самоориентирующимися колесами, а на хвостовой балке имелась предохранительная опора. На корабельных вариантах Ка-18 предусматривалась возможность использования шасси поплавкового типа.

Многоцелевой вертолёт Ка-18


Силовая установка вертолета состояла из двигателя АИ-14В, сверху которого был расположен понижающий редуктор и распределительный редуктор с колонкой привода соосных несущих винтов, а снизу находилось 2 бака с топливом. В конце 1960 года многоцелевые вертолеты Ка-18 начали оснащать форсированными двигателями, получившими индекс АИ-14ВФ, и развивавшими мощность 200 кВт. Система управления вертолетом была обычной с тросовой проводкой, путевое управление обеспечивается отклонением рулей направления и дифференциальным изменением шага несущих винтов.

В начале 1970-х годов вертолеты Ка-18 начали активно заменяться на более совершенную модель Ка-26, несмотря на это многие машины оставались в эксплуатации еще до середины 1970-х годов, а некоторые и дольше. До наших дней сохранились как минимум два экземпляра данного вертолета. Один из вертолетов Ка-18 с бортовым номером СССР-68627 находится в экспозиции авиационного музея в Монино. Второй вертолет с бортовым номером СССР-64659 является учебным пособием в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ).

Летно-технические характеристики Ка-18:
Габаритные размеры: длина — 10 м, высота — 3,4 м, диаметр несущего винта — 10 м.
Максимальная взлетная масса вертолета — 1502 кг.
Силовая установка — 1 ПД АИ-14ВФ, мощностью 200 кВт.
Максимальная скорость полета — 160 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 130 км/ч.
Практическая дальность полета — 450 км.
Практический потолок — 3500 м.
Экипаж — 1 человек.
Полезная нагрузка — 2-3 пассажира.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/uh/ka18.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/ka-18-r.html
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/krylja_sverhderzhavy/p182.php
http://avia.pro/blog/vertolet-ka-18
Автор Юферев Сергей







Tags: самолеты
Subscribe

Posts from This Journal “самолеты” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments