Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

ПАК ДА — таки ДА или НЕТ?

ПАК ДА — будущее дальней авиации России
Крушение Ту-95 под Хабаровском позволило «всепропальщикам» вновь оседлать любимую тему. Дескать, допотопные самолеты сыплются как листья по осени, а создать новые страна уже не в силах. Однако и Ту-95 еще рано списывать со счетов, да и стратегический бомбардировщик нового поколения уже не за горами. Несмотря на сложное экономическое положение, Министерство обороны даже не рассматривает вопрос о прекращении работ над перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА), хотя параллельно с разработкой новых машин возобновлено производство Ту-160.



Разработанный в пятидесятых годах Ту-95 регулярно модифицировался. Появилось новое навигационное оборудование и электроника. Были разработаны ракеты невероятной для пятидесятых годов точности и дальности полета. Стратегический ракетоносец, прозванный на Западе «Медведем», до сих пор в состоянии справиться со всеми возложенными на него задачами, хоть и находится в строю более полувека.

Однако вечно такое положение вещей продолжаться не может. Бесконечно усовершенствовать один и тот же, пусть и крайне удачный самолет, не имеет смысла. И не стоит кивать на американцев, продливших срок службы своих В-52 еще на 40 лет. Их стратокрепости предназначены в основном для ковровых бомбардировок по странам, лишенным систем ПВО. Наши самолеты дальней авиации в первую очередь ракетоносцы, хотя и способны нести свободнопадающие бомбы.






Итак, если более современный сверхзвуковой Ту-160 прослужит еще очень долго, то турбовинтовой Ту-95 со временем уступит нишу дозвуковых самолетов дальней авиации новому ПАК ДА. Несмотря на трудности, которые испытывает экономика России, сроки реализации проекта остались такими же, какими и были. Первый полет прототипа намечен на 2019-2020 год, а серийное производство собираются развернуть к 2025 году.

Тем, кого удивляет такой разрыв между прототипом и серийной машиной, напомню, что первый образец истребителя пятого поколения ПАК ФА оторвался от земли в 2010 году, а серийные поставки намечены на следующий год. Так что сроки установлены вполне адекватные. Но в этот раз к созданию нового самолета подошли даже более основательно. Разработку основных узлов будущего стратега грамотно распределили между ведущими российскими предприятиями.

Еще в ноябре прошлого года самарское ОАО «Кузнецов», входящее в объединенную двигателестроительную корпорацию, провело первые стендовые испытания будущей двигательной установки для перспективного бомбардировщика. А 14 июля генеральный директор ОДК Владислав Масалов сообщил, что с Минобороны был подписан контракт на эскизно-техническое проектирование двигателя для ПАК ДА. Серийное производство этих двигателей корпорация наладит к 2023-2024 году.

Параллельно с двигателем идет разработка электроники. Концерн «Радиоэлектронные технологии» разрабатывает астронавигационную систему, которая позволит с высокой точностью определять текущие координаты самолета по звездам, которые, в отличии от навигационных спутников, никуда не денутся. Совместное использование астронавигации и бесплатформенных инерциальных навигационных систем позволит осуществлять позиционирование в условиях жесткой радиоэлектронной борьбы. Кроме того, КРЭТовцы в связке с ОАК разрабатывают авионику для будущего стратега. Часть узлов будет принципиально новой, а часть уже задействована на ПАК ФА.

Системами связи занимается объединенная приборостроительная компания. Основным требованием стало использование исключительно отечественной элементной базы. Как и в ПАК ФА, системы связи будут модульными и с возможностью перепрограммирования. А отличительной их чертой станет технология «умной обшивки», то есть встраивание антенной системы в обшивку из радиопрозрачных материалов, что снижает радиолокационную заметность самолета и повышает его аэродинамические свойства.

Разработкой планера занимается непосредственно КБ Туполева, а вооружением корпорация «Тактическое ракетное вооружение». К 2023 году они обещают поставить новые гиперзвуковые ракеты, которые компенсируют дозвуковую скорость самого ПАК ДА. Изготавливать опытные образцы и организовывать серийное производство самолета планируется на КАПО имени Горбунова в Казани.

Естественно, мгновенно заменить Ту-95 новеньким ПАК ДА не получится, да и не имеет смысла. Но постепенно турбовинтовой «Медведь» уступит место более современному самолету. Что касается Ту-160, то дозвуковой малозаметный ПАК ДА и стремительный «белый лебедь» будут удачно дополнять друг друга еще много десятилетий.
Автор Илья Новицкий


p.s. Эра самолетов Ту-95РЦ в морской авиации близилась к концу. В 1995-1996 гг. было ликвидировано 16 Ту-95РЦ: выражаясь языком одного из бездарнейших политиков современности - "процесс пошел". Это не был лучший самолет морской авиации, но он не был и худшим, а по прошествии некоторого времени летчики, забыв о тесных и неуютных кабинах, не приспособленных для длительных полетов сиденьях, повышенных шумах и вредных вибрациях, способствовавших образованию камней во внутренних органах, о переживаниях и нервном напряжении при выполнении заправок в полете, когда пульс превышал нормальный в полтора-два раза, с тоской и нежностью вспоминали о самолете, взлетный вес которого превышал вес трех-четырех тяжелых танков со всем их содержимым.  ссылка







Tags: самолеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments