Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.

Предыдущие части

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.


Почти все Як-28Б с устаревшим радиолокационным прицелом РБП-3 передали заказчику для учебно-боевой подготовки. При этом гарантировали максимальную скорость в пределах 1600...1700 км/ч, практический потолок 14...15 км и дальность полета без подвесных баков 1550 км. Как нетрудно заметить, по всем основным характеристикам машина "не дотягивала" до требований постановления от 5 января 1959 г.Но гораздо более важным с точки зрения ВВС оказалось несоответствие современным требованиям состава бортового приборно-навигационного и прицельного оборудования. Таким образом, ОКБ-115 попало в "цугцванг" - оно имело готовый самолет, запущенный в производство, но требуемая "начинка" для него отсутствовала. Вариантов "начинки", было два: радиодальномерная станция "Лотос" (ДБС-С) и новая автономная бортовая радиолокационная станция "Инициатива".



"Инициатива" была вполне совершенным прибором, но отличалась крайне невысокой надежностью. Впрочем, и "Лотос" требовал определенной доводки. Руководство ГКАТ нашло выход из положения: на некоторое время Иркутский авиазавод загрузили выпуском несложного учебного варианта Як-28У, на котором отсутствовали сложные электронные устройства. Тем временем спешно продолжалась доводка варианта Як-28Л с системой "Лотос". Летные испытания самолета проводились в период с 30 сентября 1960 г. по 14 января 1961 г. Ведущими по машине на этапе заводских испытаний были инженеры Леонов и Ю.В. Петров, летчики В.М. Волков и В.Г. Мухин, штурман Н.М. Шиповский, а на государственных испытаниях - инженеры С.И. Блатов и А.И. Лобанов, летчики С.Г. Дедух, Л.М. Кувшинов и В.Е. Хомяков. Главным недостатком машины был ухудшившийся обзор передней полусферы из кабины штурмана. Несмотря на некоторые замечания, 27 ноября 1961 г. самолет Як-28Л был принят на вооружение ВВС.




На самолетах Як-28Л поздних серий силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей Р11АФ2-300 тягой 6100 кгс на форсаже. Вооружение состояло из авиабомб калибра от 100 до 3000 кг.Як-28Л так и не был официально принят на вооружение, а выпуск этой модификации ограничился 111 экземплярами.

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.


В 1960 г. на заводские испытания вышла еще одна модификация бомбардировщика - Як-28И. Заводские испытания проводили летчики-испытатели В.М.Волков, В.Г.Мухин, штурман Н.М.Шиповский, ведущие инженеры М.И.Леонов и Р.С.Петров. Самолет оснащался комплексной системой управления вооружением в составе: РЛС "Инициатива-2", оптического прицела ОПБ-116 и автопилота АП-28К. В сравнении с РПБ-3 новая РЛС имела большую дальность обнаружения и лучшую разрешающую способность и в целом не уступала лучшим мировым образцам того времени. Именно благодаря хорошим характеристикам впоследствии данная РЛС стала одной из самых распространенных в СССР и использовалась на 12 типах летательных аппаратов. Экипаж с ее помощью мог вести поиск и атаковать точечные подвижные цели в любое время суток и в сложных метеоусловиях. ОПБ-116 обладал по сравнению с ОПБ-115 повышенной точностью, увеличенным сектором обзора, лучшей разрешающей способностью и позволял выполнять бомбометание с высот 2000-20000 м при скорости полета 800-1700 км/ч. Автоматический ввод данных в прицел обеспечивался с высоты 3500 м, а до этого выполнялся только вручную.

Для размещения РЛС в фюзеляже в районе кабины пилота сделали вставку. На опытной машине по-новому застеклили носовой конус, что улучшило обзор из кабины штурмана. Для повышения устойчивости в полете увеличили высоту гребней у корня крыла. Первоначально прототип Як-28И, как и опытный Як-28Л, проходил испытания с двигателями Р- 11АФ-300. В процессе доработки машину оснастили Р-11АФ2-300 в модернизированных гондолах, отличавшихся круглым сечением входного отверстия и вытянутой передней частью.

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.


Именно на этом самолете прошла отработка новой силовой установки. Характерную для Р-11Ф-300 проблему неустойчивой работы компрессора решили путем доработки лопаток первой ступени. Элементы противообледенительной системы нового воздухозаборника отработали на летающей лаборатории Як-25. В серийное производство Як-28И запустили еще до окончания испытаний и доводки станции "Инициатива-2". Когда началась эксплуатация самолетов в частях, то выявилось значительное отклонение характеристик станции от записанных в ТУ. При контрольных бомбометаниях погрешности превысили нормируемые. Заводские военпреды немедленно прекратили приемку бомбардировщиков. Назревавший скандал заставил министра авиапромышленности П.В.Дементьева принять чрезвычайные меры. На аэродром, где проводились испытания и доводка новой "Инициативы", были приглашены Яковлев с многочисленной командой, главные конструкторы и специалисты по навигационному комплексу, оптическому прицелу, РЛС и т.д., а также представители соответствующих НИИ. Стремясь быстрее разобраться в причинах выявленных дефектов, работу начали с наземных проверок. Когда те ничего не дали, были разрешены летные эксперименты на серийном самолете. Однако и на этом этапе продвинуться в исследованиях не удалось. Пришлось оснастить бомбардировщик КЗА, провести целый комплекс летно-исследовательских и доводочных работ, который растянулся почти на год и стал по существу первым в СССР серьезным исследованием системы сверхзвукового бомбометания.

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.


Значительный вклад в доводку системы бомбометания Як-28И внесли сотрудники Научно-исследовательского института авиационных систем (НИИАС). Именно благодаря им удалось выяснить, что существенное влияние на точность оказывают погрешности определения баллистических характеристик бомб, измерения воздушной скорости, инструментальные погрешности приборов, а также неучет внешних условий при выходе бомб из бомбоотсека. 1969 г. провели специальные летные испытания серийного Як-28И с целью исследования возможности бомбометания в режиме набора высоты без доработки прицельного комплекса. Испытания проводились на высотах от 400 до 3200 м. С 6 мая по 18 июня 1970 г. проводились испытания Як-28Л №3921204 с доработанной артустанов-кой НР-23 (ведущий летчик майор И.И.Широченко). Ранее стрельба из пушки длинными очередями на больших высотах нарушала работу силовой установки. Испытания показали, что выполненные доработки позволили вести стрельбу очередями до 15-20 выстрелов на высотах более 8000 м.

Испытания самолета с целью его дальнейшего совершенствования продолжались в течение многих лет. Так, с 20 марта по 4 апреля 1962 г. в ГК НИИ ВВС проводились совместные государственные испытания серийного бомбардировщика Як-28 №1900304 с прицелом РПБ-3 и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками (фактически это был Як-28Б, но в документации иногда индекс "Б" опускался). Доработки самолета проводились в ОКБ-115 с целью сокращения длины разбега и пробега. В задней части фюзеляжа между шпангоутами 34 и 37 установили узлы крепления двух стартовых пороховых ускорителей СПРД-118. Кроме того, вместо нетормозных колес на переднюю стойку шасси установили тормозные колеса КТ-82 (они ставились на все серийные самолеты, начиная с этого номера) и ввели автомат выпуска тормозного парашюта. В отличие от Як-28Л запас топлива был уменьшен на 755 кг, а при максимальной взлетной массе - на 995 кг. Испытания проводили летчики-испытатели ГКНИИ ВВС Ю.М. Сухов и В.В.Добровольский. После их завершения доработки внедрили в серию.

Было построено 223 самолета Як-28И, которые были официально приняты на вооружение. А всего в общей сложности в строевые части поступило около 350 ударных Як-28 различных модификаций.

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.


В течение 1964-1965 гг. в ОКБ-115 на основе Як-28И велось проектирование самолета-носителя под систему вооружения К-28П, включавшую две противорадиолокаци-онные ракеты Х-28 и аппаратуру управления. В 1965 г. закончили эскизный проект, подготовили документацию и начали постройку опытного самолета Як-28Н (носитель) путем доработки серийного Як-28И. Его заводские испытания начались в том же году. Ракеты подвешивались на пусковых устройствах под консолями крыла. Аппаратура обнаружения РЛС размещалась на месте РЛС "Инициатива". Кроме подвесок, машина внешне отличалась антеннами станции наведения, крепившимися к гондоле правого двигателя. Несмотря на проведенные испытания, Як-28Н в серию внедрен не был, но сама Х-28 впоследствии нашла применение на истребителях бомбардировщиках Су-17М2 и бомбардировщиках Су-24.

С сентября по октябрь 1969 г. проводились заводские испытания самолета Як-28ИМ, оборудованного четырьмя подкрыльевыми пилонами для дополнительного вооружения. Опытную машину построили путем доработки серийного Як-28И №4940503. Совместные государственные испытания бомбардировщика проводились в 1973 г. К тому времени в крупносерийное производство запустили Су-17 и Су-24, оснащенные большим ассортиментом вооружения, и продолжать работы по расширению боевых возможностей Як-28 уже не имело смысла.

В целом за годы производства было выпущено 111 Як-28Л и 223 Як-28И. В целом, можно сделать вывод о том, что А.С. Яковлеву удалось добиться принятия на вооружение машины, не вполне удовлетворявшую по своим качествам командование ВВС, хотя в целом удовлетворяющую мировым требованиям того времени. По всем основным летным данным ударный вариант Як-28 на 10…15 % не дотягивал до заданных значений ТТТ, особенно в части дальности полета. Справедливости ради следует заметить, что реальной альтернативы "двадцать восьмому" в варианте фронтового бомбардировщика действительно не было. И со временем после устранения детских болезней и получения положительного опыта эксплуатации, главкомат ВВС встал на сторону ОКБ-115, добиваясь расширения производства Як-28И, против чего категорически возражал Госплан СССР.

В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов прошлого столетия яковлевское ОКБ разрабатывало несколько проектов боевых самолетов, являвшихся развитием семейства Як-25 - Як-28. Разработка самолета Як-32 была доведена до эскизного проекта, подписанного А.С. Яковлевым 25 мая 1959 г. Предусматривалась установка двигателей ВК-13 или АЛ-7Ф1. Полетная масса: нормальная 23500 кг, с подвесными баками 27000 кг. Максимальная скорость 2500 км/ч, практический потолок 21000 м, дальность полета 2600 км с остатком топлива 7 %. Именно этот вариант машины вызвал наибольший интерес у командования ВВС, которое обратилось к А.С. Яковлеву и руководству ГКАТ с предложением спроектировать в первую очередь фронтовой бомбардировщик с данными, указанными выше, а уже впоследствии на его базе разработать разведчик. Наученный горьким опытом доводки радиолокационных бомбардировочных прицелов, неготовность которых препятствовала принятию самолета на вооружение и вызывала конфликты с ВВС, Яковлев без энтузиазма отнесся к идеям К.А. Вершинина. Полномасштабная разработка Як-32 так и не началась.

Следующей проработкой ОКБ-115 стал разведчик-бомбардировщик Як-34, скорость которого планировали увеличить до 3000 км/ч, а практический потолок - до 21000...22000 м при дальности полета 3400 км (2200 км при скорости 2500 км/ч). Очевидно, что при переходе к скоростям порядка 3000 км/ч требовался переход на новые конструкционные материалы - сталь и титан. Машину с близкими ЛТД в тот период начало разрабатывать микояновское ОКБ-155. Уже без особых надежд в марте 1962 г. ОКБ-115 предложило вариант Як-34Р с двигателями Р21-300 (Р21А-300). Срок сдачи на летные испытания - четвертый квартал 1965 г. Но разработка будущего МиГ-25 продвинулась у конкурентов уже так далеко, что проект Як-34Р остался невостребованным. На этом ОКБ А.С. Яковлева фактически прекратило попытки создания новых фронтовых разведчиков и бомбардировщиков. Перед коллективом встали новые задачи, связанные с разработкой самолета вертикального взлета и посадки, а также пассажирских машин.
Продолжение следует.

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть 7. Як-28 , основные модификации и проекты.


в статье использованы схемы с сайта "Русская сила"
Автор Эдуард Решетников



Понравился пост? Поделись с друзьями



Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Tags: самолеты
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment