Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть I. Предпосылки

Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть I. Предпосылки


К середине 50-х годов прошлого века фронтовая бомбардировочная авиация (ФБА), входившая в состав ВВС Советской Армии, насчитывала более полутора тысяч самолетов при почти четырех тысячах экипажей. Среди них две дивизии фронтовых бомбардировщиков считались специальными и были предназначены для применения ядерного оружия. Они были лучше укомплектованы и «сколочены», а годовой налет их экипажей в полтора раза превосходил соответствующий показатель экипажей из "обычных" дивизий, налетавших в среднем по 55 часов за предшествовавший год.



На вооружении ФБА состоял бомбардировщик Ил-28, прототип которого впервые поднялся в воздух 8 июля 1948 г. Серийное производство ильюшинского бомбардировщика наладили в 1950 г. сразу на трех заводах, позднее к выпуску машины подключились еще четыре авиапредприятия. Ил-28 оказался самым массовым фронтовым реактивным бомбардировщиком в истории мировой авиации. В боевых полках Ил-28 завоевал симпатии наземных и летных экипажей. Пожалуй, впервые в Советском Союзе создатели боевой машины уделили столь много внимания условиям работы авиаторов. Люди, привыкшие к по-спартански холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, поражались комфортным условиям на борту новой машины, удобной компоновке и богатству оборудования. Летчики особо отмечали значительно более простую технику пилотирования Ил-28, чем Ту-2, особенно на взлете и посадке, несоизмеримо возросшие скорость и скороподъемность, хорошую маневренность. Для штурманов "двадцать восьмой" открыл ранее недоступные приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Технический состав получил машину, обслуживать которую было просто и удобно: двигатели легко раскапотировались, агрегаты были взаимозаменяемыми, к местам, требующим постоянного контроля, обеспечен удобный доступ. Надежность самолета и прочность его конструкции стали поистине легендарными. Так, служившие в Черняховске хорошо помнят случай, когда машина с их базы после вынужденной посадки на море оставалась более двух часов на плаву, была отбуксирована к берегу, отремонтирована, после чего продолжала эксплуатироваться. Экипажу Ил-28У 408-го фронтового бомбардировочного полка (ФБАП) из Стрыя пришлось испытать на себе поведение машины при попадании в грозу и град. Их спарка "воткнулась" в черное облако на высоте 6000 м, где ее здорово потрепало и бросило в левый крен. Сидевший на инструкторском месте комэск Коноплянников убрал тягу двигателей, а когда машина на высоте 1800 м вывалилась из облаков, вывел их на номинальный режим, выровнял самолет и благополучно посадил его на своем аэродроме. На земле выяснилось, что машина получила несколько пробоин от попаданий молний и что краска (местами даже грунт) содрана градом со всех передних кромок крыла и оперения.




Несмотря на то, что Ил-28 был очень удачной машиной, превосходившей и отечественный Ту-14, и зарубежных одноклассников, его судьбу нельзя назвать счастливой. В пятидесятых годах прошлого века летные данные самолетов совершенствовались столь стремительно, что всего за одну пятилетку оценка машины могла поменяться на прямо противоположную.
Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть I. Предпосылки

В августе 1955 г. Президиум ЦК КПСС поручил министру обороны маршалу Советского Союза Г.К. Жукову и главнокомандующему ВВС главному маршалу авиации П.Ф. Жигареву "рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего производства самолетов Ил-28", а также самолетов других типов. Мотивы были просты: на вооружение ВВС стран — потенциальных противников Советского Союза стали поступать сверхзвуковые истребители и истребители-перехватчики, а также крылатые ракеты.

Начальник Генерального штаба маршал Советского Союза В.Д. Соколовский в письме П.Ф. Жигареву отмечал: "…В США подготовлен к принятию на вооружение истребитель воздушного боя F-104A с максимальной скоростью 2400 км/ч, практическим потолком около 20 км, и серийно изготавливается истребитель-перехватчик F-102 с максимальной скоростью 1600 км/ч, практическим потолком около 18 км, вооруженный управляемыми реактивными снарядами "Фалкон" с дальностью стрельбы 6-8 км… Перечисленные примеры свидетельствуют о значительном отставании наших исследовательских и опытных работ по авиационной технике от уровня вероятного противника…"

Отмечали также и то, что в 1955 г. американские ВВС приняли на вооружение оперативную крылатую ракету "Матадор" с дальностью пуска около 1000 км и заканчивали испытания стратегических "крылаток" "Снарк" и "Навахо", обладавших скоростью 1800...2500 км/ч. В то время никто, естественно, не знал, что все эти проекты окажутся неудачными. А вот огромные скорости и дальности полета новейших летательных аппаратов откровенно завораживали. Недаром в Советском Союзе в ответ на заокеанские угрозы сразу же приступили к разработке крылатых ракет оперативного и стратегического назначения "С", П-20, "Д", "Буря" и "Буран". В те годы считалось, что скорость и практический потолок — это основные достоинства любого летательного аппарата. Именно они помогут ему спастись от средств ПВО и победить в воздушном бою, либо избежать его. Проанализировав ситуацию, руководство ВВС сочло необходимым свернуть производство "устаревшего" бомбардировщика Ил-28, уменьшив заказ на 1955 г. на 250 машин, а "в 1956 г. производить его только для стран народной демократии".
Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть I. Предпосылки

Главком ВВС П.Ф. Жигарев указывал, "самолет Ил-28 по своим летно-тактическим данным и особенно по скорости полета не отвечает полностью современным требованиям…" Вместо Ил-28 на вооружение ФБА планировалось принять новый сверхзвуковой бомбардировщик.

Старт авиационным КБ на разработку новой машины был дан еще в конце 1952 г. Официальным основанием стал выход ряда Постановлений СМ СССР в декабре 1952 года, согласно которым советским авиаконструкторам предписывалось проработать вопрос о создании фронтового бомбардировщика со скоростью не менее 1200 км/ч.

Обеспечить сверхзвуковые скорости должны были имеющиеся и разрабатываемые в СССР двигатели. И именно правильный выбор силовой установки определил в итоге победителя в конкурсе авиационных КБ. К этому времени в КБ А.М. Люльки был создан двигатель АЛ-5 (ТР-3А). В начале 50-х годов АЛ-5 был одним из самых мощных ТРД в мире. В 1952 г. на этом двигателе впервые был достигнут 200-часовой ресурс и максимальная тяга в 5200 кгс при номинальной 4200 кгс. Двигатель имел осевой семиступенчатый компрессор, кольцевую камеру сгорания с 24 вихревыми горелками, одноступенчатую турбину и жесткое коническое сопло. Запуск двигателя осуществляется автономно с помощью турбостартера типа ТС. Двигатель изготавливался малой серией для установки на самолеты Ил-46 и Ла-190, которые выполнили только опытные полеты и реализованы не были. Параллельно с разработкой АЛ-5, A.M. Люлька занимался проблемой создания сверхзвукового компрессора, рабочие лопатки которого обтекаются потоком воздуха со скоростью, превышающей скорость звука. Это позволяет увеличить пропускную способность компрессора, поднять степень повышения давления, уменьшить массу и габариты двигателя при сохранении или даже увеличении тяги.

Двигатель АЛ-7, имеющий первую сверхзвуковую ступень компрессора, прошел испытания в 1952 г. Его тяга достигла 6500 кгс, а масса 2000 кг.
Двигатель АЛ-7Ф

Также двигатели, подходящие для фронтового бомбардировщика, разрабатывались в КБ Климова. Первый из них — это ВК-5 с тягой 3800кгс и являющийся дальнейшим развитием освоенного в производстве ВК-1Ф. ВК-5 прошел госиспытания в 1953 г. и летные испытания на опытном фоторазведчике МиГ-17Р, который при включенном форсаже достиг самой большой в то время высоты полета — 18 000 м. Кроме ВК-5, КБ Климова работало над перспективным двигателем ВК-9 с форсажной тягой до 12000 кг.

Третьим разработчиком требуемых двигателей было ОКБ А.А. Микулина. Именно здесь был создан АМ-5, первый турбореактивный двигатель полностью разработанный в СССР. После сертификации двигателя в 1953 году в ОКБ Микулина был создан улучшенный вариант двигателя — АМ-9, с новым компрессором с околозвуковой скоростью воздушного потока и с максимальной тягой 2600 кгс и 3250 кгс на форсированном режиме. Двигатель прошел государственные стендовые испытания в 1955 году. Он предназначался для установки на сверхзвуковые истребители МиГ-19 и Як-25.

Кроме того, в 1953 году под руководством А.А.Микулина (позже его сменил С.К. Туманский) началась разработка турбореактивного двигателя АМ-11 в дальнейшем получившем индекс Р11Ф-300.
Двигатель Р11Ф-300

При создании двигателя были теоретически разработаны и применены основные принципы регулирования двухвальных турбореактивных двигателей с форсажной камерой, что обеспечило получение оптимальных высотноскоростных характеристик, простоту и надёжность эксплуатации. Максимальная тяга составляла 4200 кг, форсажная 5100 кг, вес двигателя 1040 кг. Двигатели ВК-5, ВК-9, АЛ-5 и АМ-9 были отвергнуты авиационными проектировщиками. Первый представлял собой двигатель с центробежным компрессором и имел большое поперечное сечение. Подобный двигатель был бы хорош при установке внутри фюзеляжа однодвигательного самолета. Но в таком случае тяги двигателя не хватало для обеспечения сверхзвуковой скорости. ВК-9 был «журавлем в небе».

Заявленные высокие характеристики сопровождались большим техническим риском. Авиационные конструкторы еще хорошо помнили, как просчитались в 40-е годы проектируя самолеты под перспективные ВК-107 (первой формации), М-71 и М-90, так и не ставшие серийными. Двигатель АЛ-5 был отвергнут из-за малой газодинамической устойчивости, которую уже успели «прочувствовать» на опытных самолетах Ла-190 и И-350.

Кроме того, А.М. Люлька предлагал более мощный АЛ-7. АМ-9, по мнению авиационных конструкторов, обладал малой тягой даже в случае установки двух двигателей. Таким образом, фаворитами стали АЛ-7 и Р11Ф-300, именно с ними в дальнейшем были построены опытные образцы сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков, о которых пойдет речь в следующих частях.
Автор Эдуард Решетников


Понравился пост? Поделись с друзьями



Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Tags: самолеты
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments