Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Невосполнимая потеря ВВС США

Невосполнимая потеря ВВС США
Рим. В предоставлении воздушного пространства отказано.

Мадрид. Мы намерены действовать в рамках установленного международного законодательства. В предоставлении воздушного пространства отказано.

Париж. Французское правительство выражает крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией и намерено добиваться решения данного вопроса мирным путем. В предоставлении воздушного пространства отказано.





Лондон. Согласие получено.

...В сгустившихся сумерках авиабаза Лейкенхит наполнена гулом взлетающих самолетов. Шесть звеньев, одно за другим, поднимаются в воздух и берут курс на юг, в Бискайский залив. Снайперы ночного неба безмолвно скользят над Атлантикой. Где-то вдали мерцает линия португальского побережья. Поворот в контрольной точке маршрута, из темноты слышны позывные заправщиков, вылетевших из Гибралтара. Дозаправка — и вновь под крылом лишь плеск тяжелых волн. Полет вдоль северного побережья Африки, курсом Ист. Новая дозаправка. В ночь улетают огни приморских курортов Туниса. Очередная контрольная точка маршрута, поворот на 90°. В час сорок пять по среднеевропейскому времени пересечена “линия смерти” в заливе Сидра. Боевые машины складывают крылья и стремительно уходят на ПМВ. Под крылом мчатся бескрайние волны песка. Впереди — огни спящего Триполи. Описав круг над пустыней, бомбардировщики ложатся на боевой курс...

Главной целью налета был международный аэропорт ливийской столицы, где в результате удара сгорели 10 военно-транспортных Ил-76. Бомбардировке также подверглись казармы военной базы Баб-эль-Азизия, центр подготовки боевых пловцов при академии ВМС Ливии и резиденция Муаммара Каддафи. Сам лидер ливийской революции не пострадал: заранее предупрежденный о налете премьер-министром Италии, Каддафи успел укрыться в безопасном месте.



Невосполнимая потеря ВВС США


Небо над ливийской столицей прикрывали 48 пусковых установок С-125, 48 мобильных ПУ ЗРК “Куб”, а также устаревшие комплексы С-75, дальнобойные С-200 и ЗРК французского производства “Кроталь II”. Несмотря на довольно сильную и современную ПВО, потери атакующих оказались невелики — всего один самолет (экипаж погиб). Успеху способствовал неожиданный выход на Триполи “с тыла”: прицельно-навигационные комплексы “Муравьедов” позволяли им безопасно лететь над ночной пустыней на высоте менее 50 метров! Поздно включившаяся ливийская система ПВО немедленно подверглась атаке со стороны ВМС США: работу основной ударной группы обеспечивали 27 палубных штурмовиков. В результате, когда поднялся шум и пошла пальба, F-111 уже уносились за горизонт. Спустя семь часов бомбардировщики вернулись в британский Лейкенхит.

Несмотря на тупую немотивированную агрессию вашингтонской администрации, операция “Каньон Эльдорадо” стала эталонным примером взаимодействия авиации различных типов и родов войск. Главными “звездами” операции, несомненно, стали истребители-бомбардировщики F-111 Aadvark (“Трубкозуб” или “Муравьед”) модификации “F” и их модификация EF-111 “Рейвен” (самолеты радиоэлектронного подавления). Несмотря на своё “тактическое” предназначение, эти машины осуществили беспосадочный перелет длиной 10 400 км и успешно поразили цели на другом континенте.

“Муравьеды” летели за четыре моря отнюдь не с пустыми карманами. Каждый F-111 тащил по 8 тысяч фунтов (свыше 3,5 тонн) управляемых бомб.

Невосполнимая потеря ВВС США


О том, что “Муравьед” способен разбомбить кого угодно, было известно еще со времен Вьетнама. “Карманные стратегические бомбардировщики” оказались мало восприимчивы к системам ПВО образца 1960-70-х гг. Оснащенные РЛС следования рельефу местности (AN/APQ-110, позднее AN/APN-189), они в автоматическом режиме выходили на цель в любое время суток, прорывая вражескую ПВО на сверхзвуке на предельно малой высоте. “Муравьеды” обладали просто феноменальной грузоподъемностью. Их полная боевая нагрузка, в зависимости от модификации, могла достигать 12 тонн! В наши дни ни один из существующих истребителей-бомбардировщиков не может похвастаться подобным результатом. А боевой радиус, даже без дозаправки, превышал 2000 километров.

В Саудовской Аравии первые 20 самолетов F-111F из 492-й и 493-й эскадрилий 48-го тактического авиакрыла появились 25 августа. Истребители-бомбардировщики выполнили беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту авиабаза Лейкинхит — авиабаза Тайф.

Ла-Манш, вся Европа, Эгейское море, Палестина, затем — саудовская пустыня...

Самолеты летели с полной боевой нагрузкой — каждый нес по четыре 2000-фунтовые корректируемые бомбы GBU-15 и по две УР «Сайдуиндер», ПТБ, подкрыльевые контейнеры для отстрела ИК ловушек и дипольных отражателей, в задней части фюзеляжа крепились контейнеры AN/ALQ-131 с аппаратурой РЭБ. Еще двадцать F-111F перелетели в Саудовскую Аравию 2 сентября. Перелет выполнялся с подвешенными корректируемыми авиабомбами и ракетами «Сайдуиндер».

— Хроника “учений” ВВС США за 1990 год (подготовка к операции “Буря в пустыне”)

При этом в названии “Муравьедов” гордо стояла литера “F”, обычно присваиваемая истребителям (fighter), а сами бомбардировщики данного типа зачислялись в состав тактических истребительных авиакрыльев (TFW).

Впрочем, за океаном традиционно записывают в истребительные эскадрильи любую авиатехнику, хоть немного уступающую по размерам Б-52. Яркий пример — противотанковые штурмовики А-10 “Тандерболт”.

В отличие от абсурдной классификации авиационных подразделений, “истребительная” литера в обозначении F-111 появилась отнюдь не спроста. Судьба этого самолета перевернулась с ног на голову: концепт-проект тяжелого перехватчика наземного и корабельного базирования быстро превратился в мощный тактический бомбардировщик. Универсальный ударный самолет, превосходивший любого из своих ровесников по параметру “выживаемость” и способный самостоятельно постоять за себя в воздушном бою.

Несмотря на аномальные размеры (масса пустого свыше 20 тонн), летные характеристики F-111 более соответствовали истребителю, чем бомбардировщику. “Муравьед” установил рекорд скорости среди всех типов боевых самолетов, когда-либо стоявших на вооружении ВВС США (2,5 М или ~2655 км/ч на большой высоте и 1470 км/ч у земли).

Невосполнимая потеря ВВС США

Истребитель-перехватчик F-111B на палубе авианосца "Корал Си", 1968 г.


По значению устоявшейся скороподъемности он также не уступал большинству истребителей 60-х гг. Крыло изменяемой стреловидности нивелировало громоздкие размеры F-111, обеспечивая тому приемлемую маневренность на горизонталях и способность к работе в качестве перехватчика.

Тем не менее, с учетом уровня развития технологий и тяги авиационных двигателей конца 60-х гг., программа Tactical Fighter Experimental (TFX) была заведомо невыполнимым проектом. Военно-воздушным силам требовался “ультимативный” истребитель-бомбардировщик, построенный с применением новых конструктивных решений. В то время, как морские летчики были согласны на компромиссы. Флот неуклонно тащил проект на дно: макс. взлетная масса “оморяченной” версии F-111B не могла превышать 35 тонн (согласно оригинальному ТЗ — 22,7 тонны), при этом конструкция палубного перехватчика предполагала наличие в носовой части “тарелки” радара диаметром 1,2 метра!

В результате возникших неразрешимых противоречий, роль тяжелого палубного перехватчика в конце концов досталась специализированному F-14 “Томкэт”, ему же досталась компоновка с крылом изменяемой геометрии, двигатели TF30, допплеровский радар AN/APW-9 и дальнобойные ракеты “воздух-воздух” AIM-54 “Феникс” (технологии, создававшиеся по программе тяжелого перехватчика F-111B).

Проект F-111 полностью перешел под контроль ВВС. В наследство от “истребительного прошлого” новому бомбардировщику досталась высокая маневренность, ракеты “воздух-воздух” с тепловой ГСН и внутренний бомбоотсек, образовавшийся на месте снятой шестиствольной пушки и барабана на 2028 снарядов.

Невосполнимая потеря ВВС США


Конструкция “Муравьеда” отличалась обилием новых и оригинальных решений:

— двухместной кабиной с рядным расположением членов экипажа (что упростило их взаимодействие в боевых условиях);

Невосполнимая потеря ВВС США


— отделяемой спасательной капсулой (что обеспечило безопасное покидание аварийного самолета в любом диапазоне скоростей и высот с дополнительной амортизацией и защитой пилотов при приземлении. F-111 стал единственным боевым самолетом, со времен Первой мировой войны, чьи пилоты не брали в полет парашют);

Невосполнимая потеря ВВС США


— крыло изменяемой стреловидности (от 16 до 72 градусов), а также связанные конструкторские решения. Например, поворачивающиеся вслед за крылом пилоны подвески вооружения — для правильной ориентации боеприпасов по отношению к набегающему потоку и снижения их лобового сопротивления (кроме двух внешних пилонов — они должны быть освобождены до начала складывания плоскостей);

— всепогодный прицельно-навигационный комплекс, чьей главной задачей был выход на цель в автоматическом режиме. Способность к маловысотным сверхзвуковым “броскам” со следованием рельефу местности; модификация “F” дополнительно получила инфракрасную прицельную станцию AN/AVQ-26 “Пэйв Тэк” (ИК и оптические камеры переднего обзора, сопряженные с лазерным дальномером, также используемым для подсветки целей);

— ориентация на применение высокоточного оружия. Любой из “Муравьедов” изначально имел возможность применять бомбы с лазерным наведением, а бомбардировщики модификации “F” — могли самостоятельно подсвечивать лазером цель.

В бой!

Самолеты F-111 совершили свыше 4000 боевых вылетов над Вьетнамом при шести подтвержденных потерях. Лучший результат среди всех типов применявшейся авиатехники. При этом пилоты “Муравьедов” с гордостью отмечали, что боевая нагрузка одного F-111 равнялась нагрузке четырех “Фантомов”.

Блистательным стал “сезон охоты” 1986 года — “миссия невыполнима” или операция “Каньон Эльдорадо”. Неожиданный удар по Ливии с территории Великобритании, нанесенный силами тактической авиации.

Последняя ступень в карьере — “Буря в пустыне”. Согласно официальной статистике, F-111 вновь показали наилучшую боевую эффективность среди всех ударных самолетов (3,2 успешно выполненных миссии на один провал).

66 бомбардировщиков F-111F сбросили на Ирак 80% всего количества управляемых бомб, разбомбив 2203 целей, включая 920 танков, 252 артиллерийских точек, 245 укрытий авиации, 113 бункеров и 12 мостов. Даже если разделить данные цифры на три, результат более чем внушительный!

Помимо вышеназванных самолетов, в налетах на Ирак приняли участие еще 18 “Муравьедов” модификации “E”.

Среди особых достижений программы F-111 была т.н. “длинная модификация” F-111G (она же FB-111 или Weapon System 129A), ставшая результатом переделки F-111A в стратегический бомбардировщик (всего было построено 77 экземпляров для замены B-52 модификаций C, D и F, а также сверхзвукового B-58). Максимальная взлетная масса достигла 54 тонн, запас топлива во внутренних баках увеличился еще на 2200 литров, а полная боевая нагрузка возросла до 16 тонн. Основным вооружением стали четыре крылатые ракеты AGM-69 SRAM со специальными боевыми частями мощностью 300 кт. F-111G эксплуатировались до конца 1980-х гг., пока не были вытеснены стратегическим сверхзвуковым бомбардировщиком B-1 “Лансер”.

И вот, несмотря на выдающиеся заслуги и рекорды, F-111 Aadvark был списан из рядов ВВС, как морально устаревший реликт времен “холодной войны”. Последний ударный F-111F был снят с вооружения в 1996 году. Его модификация, самолет РЭБ EF-111 “Рэйвен” покинул ряды ВВС на два года позже, в 1998 году.

Единственным зарубежным эксплуатантом F-111 стали австралийские ВВС. Факт, еще раз подтвердивший правило, что далеко не каждый удачный образец военной техники находит успех на мировом рынке (назвать неудачным F-111 не поворачивается язык). Тем не менее, “Муравьед” оказался избыточно сложен и дрог для большинства союзников США, а возможности F-111 были явно избыточны для стран, не претендующих на статус супердержав и не бомбящих цели на другом континенте.

Невосполнимая потеря ВВС США


Австралия сняла с вооружения свои F-111 в 2010 году. На этом, история уникальных полустратегических бомбардировщиков подошла к своему логическому концу.

Впрочем, ставить в этой истории точку пока рано: F-111 был по достоинству оценен по другую сторону океана. Советская разведка уже в конце 1960-х гг. предоставила полное досье о новой американской “жар-птице”, и даже смогла получить доступ к обломкам разбившихся во Вьетнаме самолетов (в одной из лабораторий МАИ до сих пор можно видеть спасательную капсулу “Муравьеда”). Ознакомившись с предоставленными данными, советские конструкторы сделали однозначный вывод: надо делать свой аналог. Так родился фронтовой бомбардировщик Су-24, создававшийся с оглядкой на “Муравьеда” и А-5 “Виджилет” (еще один супергерой, по образу и подобию которого был сделан коробчатый фюзеляж Су-24).

Невосполнимая потеря ВВС США


Разумеется, ни о каком слепом копировании речи не шло, однако, не секрет, что концепция “Сушки” с крылом изменяемой геометрии, высокотехнологичным прицельно-навигационным оборудованием и рядным расположением пилотов в двухместной кабине есть отражение идей, заложенных в F-111.

В настоящее время на вооружение ВВС России ежегодно поступают по паре десятков новейших тактических бомбардировщиков Су-34, также несущих в себе “зерно” той самой концепции “Муравьеда”. Высокоманевренный тактический бомбардировщик, созданный на базе тяжелого истребителя. С двухместной кабиной с поперечным расположением кресел пилотов и совершенным прицельно-навигационным оборудованием для маловысотных сверхзвуковых прорывов вражеской обороны. Впрочем, это уже совсем другая история.

“Кто продал родину?”

Именно такой вопрос задают посетители англоязычных авиационных форумов, обсуждая канувший в лету F-111. Кто развалил армию и авиацию? Кто раньше времени списал эти замечательные бомбардировщики? И что теперь делать, и кто виноват?

Несомненно, за 30 долгих лет F-111 уже порядком устарел. Но! Он по-прежнему делал свою работу лучше всех. Закаленный в боях воин. Проверенный убийца. Тактика применения “Муравьедов” и наземная инфраструктура для их обслуживания были отлажены до мелочей. Боевая нагрузка и радиус действия могли изумить любого из их современных потомков.

Невосполнимая потеря ВВС США


Старый конь борозды не испортит. Что мешало провести модернизацию элитных убийц — с установкой современного БРЭО, ночных прицельных систем (LANTIRN) и РЛС с АФАР, как это делается на древних F-15. При желании — заменить двигатели на более эффективные образцы, внедрить ряд новых технологий, связанных со снижением заметности, повышения эргономики кабины и повышением боевых возможностей самолета. Огромная взлетная масса (45 тонн) обеспечивала неограниченный полет фантазии и бесконечные резервы для модернизации “Муравьедов”. Притом, даже менее заслуженный и гораздо менее полезный ровесник “трех единиц” — палубный перехватчик F-14 оставался на вооружении аж до 2006 года. А в России до сих пор летают самолеты семейства Су-24.

Официально, списание F-111 стало следствием появления тактического бомбардировщика F-15E “Страйк Игл”. Новый самолет, созданный на базе двухместной учебной “спарки” истребителя F-15, практически не уступал в воздушном бою своему оригинальному прародителю (а по возможностям БРЭО и применению УР “воздух-воздух” однозначно превосходил первые модификации “Орла”). Тем не менее, по значениям боевой нагрузки и радиусу действия, он оказался позади F-111, которого должен был заменить. При этом, в полном боевом “обвесе”: с гроздьями бомб, ПТБ, контейнеров РЭБ и прицельно-навигационных систем, F-15E несомненно уступает “Муравьеду” по всем основным ЛТХ, превращаясь в неповоротливого “бройлера” с громадным расходом топлива. Особенно на сверхзвуке, на предельно малой высоте — режимах, для которых специально создавался F-111. Имевший складное крыло (стреловидность до 72°, идеально для вышеописанных режимов полета) и внутренний бомбоотсек (где обычно размещалось съемное прицельное оборудование).

Но основные трудности еще впереди. Через 10 лет стареющие “Страйк Иглы” выработают свой ресурс и вынужденно уйдут на покой. А им на смену придут...

В то время, как русские массово строят “нормальные” тактические бомбардировщики Су-34: сбалансированные ударные машины, хорошо приспособленные для своих задач, ВВС США надеяться особо не на что. Совсем скоро их главной ударной силой станут F-35, напару с перспективными тяжелыми беспилотниками. Но хватит ли у них сил, чтобы заменить проверенных ветеранов?

Янки хранят спокойствие, объясняя выбор новыми условиями современных войн. Меньшая боевая нагрузка самолетов компенсируется высокой точностью их оружия. Новые истребители-бомбардировщики должны сохранить свои “истребительные” навыки в полном объеме, а их малая заметность позволит им уверенно действовать в любой обстановке.

Командованию тактической авиации уже не придется совершать вылеты за “тридевять земель”: политическая ситуация изменилась, теперь ВВС могут спокойно воспользоваться авиабазами в любом регионе Земли, в т.ч. даже на постсоветском пространстве. Во время последнего нападения на Ливию, самолеты летали с ближайших авиабаз: Сигонелла на Сицилии и Соуда-Бей на острове Крит, расположенной всего в 300 км от ливийского берега. Необходимость в “полустратегических бомбардировщиках” полностью отпала.

Так это или нет — покажет будущее.

Невосполнимая потеря ВВС США
Автор Олег Капцов


Понравился пост? Поделись с друзьями



Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Tags: история, рассказ, самолеты
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments