Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Categories:

За что F-35 не любят в Австралии?

За что F-35 не любят в Австралии?

Статья в «Википедии», посвященная истребителю F-35, была переведена на 53 языка! А вместе с ней была переведена глава, посвященная противостоянию аналитического центра «Air Power Australia» и авиастроительной корпорации «Локхид Мартин». Согласно имеющейся информации, «Air Power Australia» в лице своего основателя Карло Коппа выразила недоверие новейшему американскому истребителю F-35 «Лайтнинг-2» и чуть ли не обвинила США в предательстве в связи с отказом от передачи своим союзникам «нормального» истребителя F-22.

Именно Карло Коппу принадлежит знаменитое сравнение «Лайтнинга» и «Рэптора» со скутером и мотоциклом.




Апофеозом стала публикация, претендующая на официальный документ и содержащая таблицу, где были отражены важнейшие характеристики пяти самых современных истребителей: русских Су-35 и ПАК ФА, китайского Chengdu J-20 и пары скандальных изделий американского авиапрома — F-22 и F-35. Четверо из пяти представленных машин претендуют на высокое звание «истребителя пятого поколения». Пятый — Су-35 — обладает настолько мощным боевым потенциалом, что, являясь самолетом поколения 4++, может смело составить конкуренцию любому «Рэптору».

За что F-35 не любят в Австралии?


За что F-35 не любят в Австралии?


За что F-35 не любят в Австралии?


Таблица быстро разлетелась по просторам Интернета, став аргументом в спорах за звание лучшего истребителя нового поколения.

Приведенные результаты совершенно нетипичны для англоязычного источника: по итогам таблицы в лидеры уверенно выбился Сухой Т-50 (ПАК ФА). Второе место с одинаковым результатом разделили Су-35 и F-22 Raptor. На третьем месте оказался китаец.

Впрочем, «вторых» и «третьих мест» не бывает. В воздушном бою серебряных медалей не дают — «второе место» означает смерть в схватке с чемпионом.

С большим отставанием финишировал «аутсайдер» списка — F-35, набравший целых 8 штрафных очков в большинстве из выбранных категорий.

Отставание «Лайтнинга» от «Рэптора» или ПАК ФА выглядит вполне убедительно — легкий истребитель создавался, как более дешевая, упрощенная версия «пятого поколения», предназначенная для массовой замены истребителей-бомбардировщиков F-16 и F/A-18, а также СВВП AV-8 и штурмовика A-10.

Любопытно другое: каким образом описанный до мелочей самолет, уже выпущенный в количестве 100 штук, мог катастрофическим образом «проиграть» китайскому J-20, существующему лишь в количестве трех экспериментальных прототипов с засекреченными ТТХ? Показная секретность в данном случае свидетельствует, что хвастаться пока нечем.

За что F-35 не любят в Австралии?


Адская смесь американского «Рэптора» и закрытого российского проекта МиГ.144… Китайцам удалось сделать беспереплетный фонарь кабины, но других «инноваций» отмечено не было. Аэродинамическая схема «утка» с ПГО, вкупе с громадными размерами самого истребителя — все это мало способствует его малозаметности. А тот факт, что Китай до сих закупает российские истребители, свидетельствует, что никакой супермашины «Ченгду» не существует — китайский J-20 всего лишь мечта о «пятом поколении». Сравнивать это чучело с уже существующими машинами, притом уверенно выносить вердикт в его пользу, — в высшей степени некорректно.

Остальные выводы мистера Коппа также не вызывают доверия и в ряде случаев выглядят весьма сомнительно. Предлагаю внимательно проанализировать таблицу, чтобы понять — что все это значит?

За что F-35 не любят в Австралии?

Является ли F-35 истребителем пятого поколения?


1. Крейсерский сверхзвук.

F-35 немедленно получил штрафной балл. В данном случае Копп не слишком далек от истины — существуют оправданные сомнения в том, что однодвигательный F-35 способен выходить на сверхзвук без включения форсажной камеры.

Лучшим был признан ПАК ФА, чья конструкция, по мнению экспертов, рассчитана на крейсерскую скорость 2 Маха.

2. Сверхманевреннось.

F-35 вновь получил штрафной балл. Лучшие показатели — у российских Су-35 и ПАК ФА. В данном случае Копп, несомненно, прав.

Тем не менее, излишне пренебрежительное отношение к ЛТХ F-35 чревато по двум причинам. Во-первых, по данным разработчиков, «Лайтнинг» сохраняет управляемость при углах атаки до 53° и способен совершать маневры с перегрузкой до 9g — как и любой нормальный истребитель своего класса. Во-вторых, в реальной боевой ситуации «Лайтнинг» будет иметь преимущество перед любым истребителем 4-го поколения (даже Су-27 и Су-35) за счет внутренней подвески вооружений и, ввиду этого, снятых ограничений на пилотирование с подвешенными боеприпасами (см. пункт №14).

3. Избыток тяги.

Избыток тяги зависит от конкретно выбранного режима полета.
К примеру, легкомоторной «Цессне» для полета на высоте 800 м со скоростью 140 км/ч требуется мощность 60 л.с. Макс. мощность двигателя «Цессны» составляет 100 л.с. — следовательно, 40% мощности двигателя является «избыточной тягой» и может быть потрачена на увеличение скорости/высоты полета, либо совершение маневра с перегрузкой не более 1,6g.

В таблице Карло Коппа отсутствует какое-либо пояснение. Осталось неясным, за что же «Лайтнингу» влепили «минус». Наверное, на всякий случай.

4. Управляемый вектор тяги.

«Рэптор» оснащен двигателем с ОВТ в одной плоскости (2D).

Су-35 и ПАК ФА оснащены двигателем с управляемым вектором тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях (3D). Впрочем, Копп несколько ошибается — двигатели «первого этапа» АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф1С являются псевдовсеракурсными: отклонение по прежнему происходит в одной плоскости, «вниз-внутрь» и «вверх-наружу». Что касается «двигателей второго этапа» для российского ПАК ФА, т.н. «изделие 129», в котором будут реализованы все запланированные инновации, то его создание — дело ближайшего будущего.

F-35, как обычно, получил штрафной балл, ввиду полного отсутствия УВТ.

5. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

Если бы Карло Копп стремился к поиску истины, он бы выставил F-35 сразу 10 положительных оценок. По возможностям своего БРЭО «Лайтнинг» многократно опережает даже своего прародителя — F-22.
Интегрированный прицельно-навигационный комплекс. Фантастические средства обнаружения. Самотестирование и автоматический поиск неисправностей. Помехозащищенный канал обмена данными MADL с возможностью узконаправленного излучения и случайной перестройки частоты. 8 миллионов строк программного кода против 2 млн. строк кода у «Рэптора». В перспективе — установка ИК-системы связи IFDL, необходимой для скрытного обмена данными между «стелс-машинами».

За что F-35 не любят в Австралии?


Во всем, что касается электроники, «Лайтнинг» вне конкуренции.

6. Радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (ФАР).

Современная боевая авиация переходит на радары с активными ФАР — преимуществом таких систем является их надежность и повышенная чувствительность. Большое количество приемников АФАР позволяет радару вести непрерывное слежение за десятками воздушных целей и одновременно выполнять картографирование подстилающего рельефа.

В результате получился следующий расклад:

ПАК ФА — экспериментальный радар с АФАР Н050;
F-22 «Рэптор» — радар с АФАР AN/APG-77;
F-35 «Лайтнинг-2» — радар с АФАР AN/APG-81;

Су-35 — оснащен радаром с пассивной ФАР Н035 «Ирбис». Ввиду своей мощности и технологического совершенства, «Ирбис» ничуть не уступает РЛС «Рэптора» в вопросах обнаружения воздушных целей.

Особняком стоит многоцелевой истребитель «Лайтнинг» со своим AN/APG-81. За создание этого радиотехнического чуда группа разработчиков Northrop Grumman могла всерьез претендовать на получение Нобелевской премии.

Масса радара APG-81 составляет менее 1% от взлетной массы F-35, но именно это устройство определяет боевые возможности самолета. Радар «Лайтнинга» обладает скромными габаритами и апертурой (размерами антенны), поэтому, объективно, уступает «Ирбису» и APG-77 по дальности обнаружения воздушных целей. Так задумывалось изначально: легкий многоцелевой «Лайтинг» не является специализированным перехватчиком.

За что F-35 не любят в Австралии?

Радиолокационные изображения поверхности, полученные с помощью радара AN/APG-81.
"Тени" не должны вводить в заблуждение: на радарных снимках всегда присутствует такой момент


За что F-35 не любят в Австралии?


Радиолокационный комплекс фронтового истребителя, в первую очередь, ориентирован на выполнение задач в формате «воздух-поверхность». Синтезирование апертуры (режим работы, при котором происходит «искусственное» увеличение ширины диаграммы направленности путем согласованной обработки сигналов), вкупе с высокой чувствительностью АФАР — все это позволяет получать снимки земной поверхности с невероятно высоким разрешением. APG-81 способна обнаруживать на огромном расстоянии и брать на сопровождение десятки наземных целей, автоматически выполнять их идентификацию и наводить оружие. Среди других особенностей APG-81 — «стелс-режим» с пассивным сбором данных, работа в качестве станции радиотехнической разведки и РЭБ.

Штрафной балл, полученный F-35 за «малую» апертуру антенны его РЛС — может быть легко интерпретирован в 10 положительных оценок.

7. Антенны бокового обзора.

Здесь явное преимущество за ПАК ФА — специалисты ОКБ Сухого планируют оснастить свой летающий шедевр интегрированной радиолокационной системой с пятью АФАР, четыре из которых расположены в предкрылках. Это позволит увеличить помехозащищенность и нейтрализует стелс-технологии оппонентов ПАК ФА.

Изначально две АФАР бокового обзора планировались к установке на американский «Рэптор», но предложение не получило развития ввиду запредельной стоимости такой системы.

Что касается F-35 — «Лайтнинг» лишен РЛС с антеннами бокового обзора, но у него имеется собственное ноу-хау…

8. Ситуационная осведомленность.

F-35 не имеет РЛС бокового обзора, взамен на его борту установлена всеракурсная система обнаружения AN/AAQ-37 Distributed Aperture System (DAS), работающая в ИК-диапазоне. Шесть сенсоров системы DAS способны обнаружить факел реактивного двигателя вражеского самолета на расстоянии в сотни километров, нивелируя все попытки снижения заметности в диапазоне радиоволн. Система позволяет совершать маловысотные сверхзвуковые броски в темное время суток, предупреждать пилота о выпущенных противником ракетах, вычислять точки пуска ракет и позиции зенитной артиллерии, засекать факелы баллистических ракет на дистанции до 1300 км!

За что F-35 не любят в Австралии?

Оптико-электронная прицельная система истребителя F-35

Помимо уникального радара AN/APG-81 и системы DAS, истребитель оснащен инфракрасной ТВ-камерой высокого разрешения AN/AAQ-40, способной засекать тепловой след проехавшего автомобиля и угли потухшего костра. Камера обеспечивает автоматический захват и сопровождение любых воздушных, наземных и надводных объектов.

Все это дополняется широкоформатным сенсорным дисплеем в кабине пилота с микшированием (наложением) поступающей информации. А также нашлемной системой целеуказания и индикации HMDS, с возможностью управления поворотом головы и, в перспективе, иллюзией «прозрачного» самолета.

За что F-35 не любят в Австралии?

Су-35. Тоже есть чем гордиться!

Странно, что Карло Копп оставил без внимания все перечисленные технологии, приравняв «Лайтнинг» к китайской «пустышке» J-20.

9. Возможность применения оружия на сверхзвуке.

Речь идет о возможности открытия створок отсеков вооружений на высокой скорости. Согласно заявлениям экспертов, данным преимуществом будет обладать лишь один истребитель «пятого поколения» — русский ПАК ФА. Конструкция остальных «Рэпторов» не подразумевает применение оружия на сверхзвуковых скоростях.

Для Су-35 данный пункт не имеет значения, в виду отсутствия встроенных бомбоотсеков.

F-35 получил свой законный «минус».

10. Тяговооруженность.

Разумеется, F-35 вновь проштрафился — вывод о его низкой тяговоруженности (0,8) очевиден из официальных пресс-релизов «Локхид Мартин». Остальные машины, имеющие тяговооруженность ≈ 1, получили равную оценку.

11. Боевой потолок (где возможны маневры с устоявшейся скоростью разворота более 7 градусов/сек.)

Согласно данным Карло Коппа, боевой потолок F-35 не превышает 45 тыс. футов (13700 м) — на 3 километра меньше, чем у его конкурентов. Так это в действительности, или «Air Power Australia» вновь приводит некорректные сведения — имеет мало значения в эпоху зенитных ракетных комплексов и повсеместного перехода боевой авиации на малые высоты (тренд был задан еще в далекие 60-е годы, привет мистеру Пауэрсу!)

F-35 получил штрафной балл. На всякий случай.

12. Малозаметность.

По странному стечению обстоятельств, напротив F-35 стоит надпись «Частично». Разумеется, «Лайтнинг» не является шапкой-невидимкой и будет нести потери от воздействия огня противника. Но если взглянуть на его соперников — «Рэптора» и ПАК ФА, то их преимущество перед «Лайтнингом» не столь очевидно, как считает Карло Копп. Компоновка ПАК ФА с торчащими двигателями и «ребрами» воздухозаборников, дает основания полагать, что при его создании параметр «малозаметность» играл далеко не главную роль.

За что F-35 не любят в Австралии?


Чисто логически «Лайтнинг» должен обладать наименьшей ЭПР среди всех существующих истребителей, за исключением F-22. Этому способствуют:

— малые размеры истребителя (размах крыла всего 10,7 метра);
— ромбовидный «приплюснутый» фюзеляж;
— параллельность всех граней и кромок («стелс» 2-го поколения);
— беспереплетный фонарь кабины;
— внутренняя подвеска вооружений;
— широкое внедрение радиопоглощающих покрытий;
— управляемая компьютером сборка с уменьшением зазоров и малым кол-вом крепежа (САПР CATIA);
— «пилообразная» форма створок отсеков;
— отсутствие радиоконтрастных деталей на поверхности крыла и фюзеляжа.

Данные меры обязаны дать значительный эффект снижения заметности истребителя (гораздо менее 1 кв. метра при облучении с фронтального направления).

13. Запас топлива во внутренних баках.

Преимущество у российских истребителей — по данным Карло Коппа, внутренний запас топлива Су-35 достигает 25 тыс. фунтов (свыше 11 тонн!) — на три тонны больше, чем помещается в баках F-35.

С другой стороны, F-35 позиционируется как более легкая однодвигательная машина. Двигатель «Пратт&Уитни» F-135 имеет меньший расход топлива, чем два двигателя АЛ-41Ф1С.

Наконец, использование систем дозаправки в воздухе делает дальнейший спор о запасах топлива неактульным.

14. Внутренняя подвеска вооружений.

Одно из основных требований к «истребителю пятого поколения»! Внутренняя подвеска вооружений способствует радикальному уменьшению ЭПР самолета и снижению его лобового сопротивления. Кроме того, это позволяет совершать более энергичные маневры и развивать скорость до 2М, без риска детонации боеприпасов от теплового нагрева.

Все представленные в списке самолеты (за исключением Су-35) имеют возможность внутренней подвески боеприпасов. Преимущество у русского ПАК ФА — ввиду его крупных размеров, бомбоотсеки ПАК ФА имеют наибольшие размеры и вместительность (длина 5 метров, ширина 1,3 метра). В итоге — 8-10 точек подвески против четырех у истребителя F-35.

Досадно, что Карло Копп уделил много внимания подсчету точек подвески, но совершенно не отразил в своей таблице такой важный момент, как номенклатура применяемых боеприпасов.

В этом зачете абсолютное преимущество за F-35. Планирующие 119-кг Small Diameter Bomb, семейство бомб с лазерным наведением «Пэйвуэй», линейка боеприпасов с GPS-наведением JDAM, cвободнопадающие бомбы семейства Mk.80, кассетные боеприпасы CBU, крылатые ракеты «Мэйврик» и JASSM — на все случаи жизни.
Боевая нагрузка 8 тонн на 10 точках подвески (4 внутренних, 6 внешних), с учетом его малозаметности и современнейших прицельно-навигационных средств — F-35 может успешно составить конкуренцию любому тактическому бомбардировщику.

За что F-35 не любят в Австралии?


И при этом истребитель остается истребителем — уникальный радар, ИК-система кругового обзора, дальнобойные ракеты AIM-120 AMRAAM, малозаметность и ЛТХ на уровне истребителя поколения 4+. Все это превращает «Лайтнинг» в серьезного воздушного противника.

Претензии доктора Коппа основаны на более слабых летных характеристиках «Лайтнинга», по сравнению с русскими «Сушками», традиционно отличающимися своими великолепными ЛТХ. Но нужно понимать, что «Лайтнинг» создавался под совершенно иную концепцию ведения боевых действий. Традиционно для американцев, нишу легких фронтовых истребителей занимают многоцелевые истребители-бомбардировщики, ориентированные на работу «по земле». И здесь упрекнуть F-35 совершенно не в чем.

Как выяснилось впоследствии, причиной громкого противостояния «Air Power Australia» с авиастроительной корпорацией «Локхид-Мартин» было именно нежелание последней выставлять на экспорт F-22. Карло Копп отнюдь не глупец. Он искренний патриот своей страны. И он пытался всеми силами «выбить» для Королевских ВВС Австралии полноценный истребитель-перехватчик «Рэптор», наиболее удовлетворяющий оборонительной концепции австралийских вооруженных сил.

За что F-35 не любят в Австралии?


За что F-35 не любят в Австралии?
Автор Олег Капцов



Понравился пост? Поделись с друзьями



Нравится блог юмор.жж.рф? Добавляй в друзья. Хочешь чтобы я добавил тебя, отпишись в верхнем посте.

Tags: самолеты
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment