Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР




Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

— Скажи, Ильич, что делать нам с собой, С сердцами, вдребезги готовыми разбиться? В боях мы были. Вновь готовы в бой!.. А он нахмурился и вдруг сказал: Учиться!

Изучение противника - одна из аксиом искусства войны. За полвека холодного противостояния, военные СССР и США потратили немало сил, чтобы заполучить новейшие образцы вражеских вооружений для "близкого знакомства" и выработки адекватных мер по противодействию этим системам. Особо пристальное внимание уделялось авиации: как самому сложному, высокотехнологичному и представляющему наибольшую опасность виду военной техники.




Первая часть статьи ("Чужой среди своих") - это рассказ о приключениях западной авиатехники в Советском Союзе. Какие иностранные самолеты успели побывать в секретных испытательных центрах ВВС? Какие последствия имело знакомство с этими машинами?

История о трех B-29 "Стратофортресс", что обрели новую жизнь в виде стратегических бомбардировщиков Ту-4, не совсем вписывается в формат данной статьи. Разговор идет о более современном периоде, когда в небе уже реяла реактивная авиация.

Достоверно известно о двух боевых самолетах иностранного производства, что проходили испытания в ЛИИ ВВС под Ахтубинском в 1976 году. Истребитель F-5E "Тайгер-II" и легкий штурмовик/самолет непосредственной огневой поддержки Cessna А-37В "Дрэгонфлай" ("стрекоза").

Оба трофейных самолета из состава ВВС Южного Вьетнама были захвачены на аэродромах во время бегства противника и немедленно переправлены в Советский Союз. Наибольший интерес представлял F-5 "Фридом Файтер" ("борец за свободу"). Нашим спецам досталась его модернизированная версия - "Тайгер-II".

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Вкратце, что же представлял собой F-5? Американцы создавали "Фридом Файтер" как экспортный истребитель для вооружения своих непутёвых "союзничков", а также других стран "третьего мира", кто выразит желание приобрести такую машину. Простое и дешевое оружие для жестоких колониальных баталий.

Однако, знакомство с "колониальным истребителем" доставило немало удивления советским летчикам и авиационным инженерам.

…Я знал, что у каждой фирмы в своей продукции есть «изюминки». По сравнению с серийными отечественными истребителями, «Тайгер» имел тормоза на педалях, что у нас применялось только на тяжёлых машинах. Кабина не была засорена ненужными в полёте переключателями и АЗС (автомат защиты сети). Все они в одном «магазине» на горизонтальном пульте, вне рабочей зоны. F-5 далеко не самая современная модель и по своим характеристикам уступает МиГ-21.

Тем не менее, мне понравилась компоновка кабины и отличный обзор из неё. Качественная приборная доска, просветленные стекла приборов не давали бликов при любом освещении, а маленький коллиматорный прицел AN/ASQ-29 был примерно в 2 раза компактнее отечественных аналогов.

- из воспоминаний заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза полковника Владимира Кандаурова

Но главный "сюрприз" ожидал впереди. Все 18 учебных боев с МиГ-21 закончились в пользу маленького "американца". Ничего не понимая, летчики менялись машинами, но раз за разом следовал один и тот же результат. В теории МиГ-21 имел неоспоримое преимущество в скорости (2 М против 1,6 М), тяговооруженности и скороподъемности (225 м/с против 175 м/с), но дьявол крылся в мелочах. Развитые наплывы в корневых частях крыла, оригинальный "акулий нос" с вихрегенераторами, меньшая нагрузка на крыло и щелевые закрылки. В результате F-5 мог вести маневренный воздушный бой на недоступных нашим истребителям углах атаки.

На подмогу вызвали современный МиГ-23М. Тот условно "расстрелял" "Тайгер" ракетами средней дальности, но в ближнем бою был немедленно "сбит" маленьким вертким противником.

Вывод из всей этой истории был неприятный, но, одновременно, успокаивающий. За скромной внешностью "колониального истребителя" скрывался настоящий зверь. Сильный, грамотно сконструированный и добротно собранный "пелелац", превосходивший по маневренности любой истребитель в мире. С другой стороны, на вооружении основного "вероятного противника" - ВВС США - истребители данного типа практически отсутствовали. Янки недооценили легкие маневренные машины, сделав ставку на дальние ракетные бои и тяжелые "Фантомы".

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

F-4 Phantom II и F-5E Tiger. Хорошо чувствуются массогабариты машин

Немало интересных открытий подарило знакомство с другим трофеем - А-37B "Дрэгонфлай".

Поначалу, неказистая машина высотой в половину человеческого роста не вызвала никаких добрых эмоций. Дозвуковая скорость, шестиствольный пулемет и баки с напалмом. Летающий "курьез" для войны с папуасами!

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Однако, при более тщательном знакомстве, в конструкции "Дрэгонфлая" обнаружился удивительный элемент - броня! Полностью бронированная кабина, защищавшая экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия. (Здесь стоит заметить, что причиной 3/4 всех боевых потерь ВВС США во Вьетнаме, как и авиации 40-ой армии в горах Афганистана стали обычные "берданки", "Калашниковы" и ДШК туземцев).

Много интересного нашлось внутри "Стрекозы". Противопожарный наполнитель баков на основе пенополиуретана с ячеистой структурой. "Многокилограммовый шкаф" 20-канальной УКВ-радиостанции, который по факту оказался небольшим блоком, помещающимся на ладони. Продуманная до мелочей конструкция самолета: простые и надежные фиксаторы, способ соединения проводов "обжимкой" и тысячи подобных "находок", рекомендованных к внедрению в отечественной авиации.

После серии летных испытаний "Дрэгонфлай" забрало ОКБ "Сухого", где было решено инициировать работы по созданию аналогичной машины ("изделие Т-8", позже ставшее легендарным штурмовиком Су-25).

Встреча с НЛО

Известная "городская легенда" о перелете в СССР высотного разведчика SR-71 "Черный дрозд" имеет под собой вполне реальные основания.

"Неопознанный летающий объект" был обнаружен там, где ему и следовало находится. В советской "Зоне-51" - в районе полигона Тюра-Там (Байконур). Уже с первого взгляда стало понятно, что находка являет собой что-то совершенно необычное и мистическое. "Черная кошка" - так прозвали НЛО наши специалисты.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Что это? Откуда оно взялось?

Посреди казахской степи лежал стелс-дрон Lockheed D-21 - сверхзвуковой беспилотник, оснащенный панорамным фотоаппаратом c функции привязки координат. Титановый корпус. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Приемы снижения заметности. Аэродинамическое и компоновочное совершенство. Маршевая скорость полета - 3,6 М. Потолок - 30 километров.

Сверхскоростные высотные роботы использовались в интересах ЦРУ для ведения стратегической разведки . Полет происходил по следующему сценарию: БПЛА отделялся от носителя (M-21 или B-52) и далее разгонялся твердотопливным ускорителем до скорости в 3000 км/ч, когда включался его маршевый ПВРД. Беспилотник вторгался в воздушное пространство противника, проводил аэрофотосъемку по выбранному маршруту, на обратном пути отстреливал над морем контейнер с пленкой и бросался в волны. Спускающийся на парашюте контейнер подхватывал уже в воздухе поисковый самолет JC-130. Работа сделана, следы отсутствуют.

9 ноября 1969 г. после съемки китайского ядерного полигона Лог-Нор беспилотник D-21B отказался лечь на обратный курс и продолжил полет в северо-западном направлении. После выработки топлива секретная машина совершила жесткую посадку в степях Казахстана.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

За спиной у носителя (M-21 - на базе высотного разведчика A-12) виден БПЛА D-21.

Уязвленное конструкторское самолюбие не давало нашим специалистам покоя. На стол А.Н. Туполеву немедленно легла записка "Уровень развития отечественной промышленности дает возможность воспроизвести беспилотный разведчик с аналогичными ЛТХ". Так родился проект "Ворон" - еще более "крутой", чем у американцев, беспилотник для ведения оптической и радиоэлектронной разведки над любым районом планеты.

Другие ЛА

Помимо вышеуказанных раритетов, в Советском Союзе побывало немало фрагментов зарубежных самолетов. Где-то в помещениях МАИ лежит фонарь от F-111 Aadvark. В ряде военных музеев хранятся обломки высотного разведчика U-2, сбитого над Свердловском в 1960 году. Настоящей кладезью артефактов стала Вьетнамская война. Отечественные специалисты смогли ознакомиться с полным спектром авиационных вооружений ВВС и ВМС США: от забавных "безделушек", в виде обломков крыльев "Фантомов" до секретных образцов, таких как новейшие инерциальные системы навигации и неразорвавшиеся бомбы с лазерными головками наведения.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР


Последней громкой удачей стало уничтожение F-117 над Белградом в 1999 году. После окончания войны отечественные специалисты получили полный доступ к обломкам сверхсекретного "невидимки".

Автор с таким спокойствием описывает факты скрупулезного изучения американской авиатехники, с последующими приёмами промышленного шпионажа и копирования самых интересных систем в интересах отечественных ВВС, так как знает, что за океаном наблюдалась в целом похожая ситуация. Янки с не ,меньшим пристрастием "ковырялись" в отечественных "Милях" и "Мигах" и продолжают это делать по сегодняшний день. Притом они не стесняются использовать русскую авиатехнику даже в строевых подразделениях своих ВВС!

Впрочем, это уже тема для следующей статьи.

Чужой среди своих. Зарубежная авиатехника в СССР

Так бы выглядел трофейный F-22 в окраске отечественных ВВС
Автор Олег Капцов


отсюда

Понравился пост? Поделись с друзьями



Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Tags: самолеты
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments