Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

5 самых глупых бизнес-решения в истории или почему плохо быть жадным

Здравствуйте уважаемые друзья и гости моего блога!
Хотел бы с Вами обсудить тему жадности. В последнее время это очень актуально, согласны?
Нас соблазняют с экранов телевизоров, газет и журналов новыми гаджетами и прибамбасами, покупай, сейчас же иначе поздно будет, то есть вызывают у нас желание потреблятсва, я другого слова не подберу. А на всё естественно денег не хватает, вот и становятся люди злыми, скупыми и жадными, не все конечно, а кто более подвержен этому, у кого слаба психическая устойчивость. К чему это я? Ах да про жадность. Да, жадным (скупым) быть плохо, это все знают, и даже народная мудрость говорит, скупой платит дважды, а то трижды, сам убеждался. Купишь чего-нибудь подешевле, а потом приходится это вкидывать и покупать нормальную вещь. У вас разве так не было? Я думаю у всех было. Но это мелочи. Под катом 5 поучительных историй, в которых не последнюю роль сыграла жадность, а это ни к чему хорошему не приводит. Хотите узнать? Тогда добро пожаловать под кат.



Жадность – это неумение отпускать что-либо от себя, это состояние негармонии, неудовлетворенности и осуждение любых проявлений щедрости. Постоянный внутренний диссонанс порождает в таком человеке страх перед жизнью и желание иметь все больше и больше.
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» . – М. Ганди.



Decca и The Beatles: губительная вкусовщина.

В декабре 1961 года менеджер крупного британского звукозаписывающего лейбла Decca отправился в Ливерпуль, чтобы послушать игру местной группы, созданной четырьмя юношами. Ему показалось, что у ребят есть талант, и он пригласил группу на прослушивание в Лондон. В столице группа потратила на выступление перед боссами студии два часа, исполнив 15 песен. Затем они отправились домой — ждать ответа.

Прошло несколько недель, а ответ все не приходил. Наконец директор студии Дик Роуи, лично присутствующий на прослушивании, прислал менеджеру группы письмо, где говорилось, что Decca не заинтересовалась коллективом — уж слишком они похожи на популярную группу The Shadows! В своем письме Роуи также указал, что гитарный квартет — устаревшая форма для рок-группы: их почти нет в мире и скоро они вымрут совершенно. Надо ли говорить, что группа называлась The Beatles? Вскоре после этих событий «ливерпульская четверка» подписала контракт со студией EMI Records и за несколько лет превратилась в самый популярный поп-коллектив в мире. Заодно задав «классическую» форму для рок-группы — гитарный квартет.

Western Union Telegraph и телефон: роковая недальновидность

В 1876 году самым передовым средством коммуникации в мире был телеграф, и монополия на его использование в Америке принадлежала Western Union Telegraph Company, что делало ее одной самых богатых и могучих компаний в стране. Капитализация Western Union составляла огромные по тем временам $41 млн. Когда успешный изобретатель Александр Белл предложил директору компании Уильяму Ортону купить у него патент на новое изобретение, в которое он инвестировал, магнат был поражен такой наглости. Еще бы: за патент на какой-то там «телефон» дерзкий инвестор просил целых $100 000.

Ортон был настолько взбешен, что не стал даже разговаривать с выскочкой, однако, будучи джентльменом, счел необходимым дать письменный ответ изобретателю. «Мистер Белл, — писал он. — После тщательного изучения вашего изобретения мы пришли к выводу: хотя это и интересный агрегат, он не может иметь никакого коммерческого применения… Какая польза может быть компании от электрической игрушки?»

Ирония судьбы состояла в том, что для того, чтобы использовать телефон, Western Union Telegraph даже не пришлось бы строить новые сети: телефон можно было подключить к уже существующим. Вместо того чтобы продолжать обивать пороги, Александр Белл удержал патент за собой, и через несколько десятилетий его телефонная компания, переименованная в AT&T, стала крупнейшей корпорацией Америки. А патент на изобретение, который мог быть продан за жалкие $100 000, стал самим дорогостоящим патентом в истории.

Надо сказать, что уже через два года Ортон понял глубину своей ошибки и потратил миллионы долларов в попытках отобрать патент у Белла. Утратив честь джентльмена, магнат даже презрел законы об авторском праве и стал строить собственные телефонные сети, которые затем по решению суда были отобраны в пользу компании Белла.

Universal Studios и Mars: конфеты, которые мы выбираем

В 1981 году голливудская Universal Studios обратилась к компании Mars за разрешением использовать конфетки M&M’s в новом фильме, над которым студия в тот момент работала. Это было обычная маркетинговая практика — продакт-плейсмент и так называемое кросс-продвижение: конфеты помогали рекламировать фильм, а фильм помогал бы рекламировать конфеты. Но братья Марс ответили отказом: им не понравился сюжет.

Это был знаменитый «Инопланетянин» Стивена Спилберга. Конфеты должны были быть задействованы в одной самых запоминающихся сцен, где герой фильма мальчик Эллиот заманивает инопланетянина в дом при помощи сладкого лакомства. Потерпев неудачу на переговорах с Mars, компания Universal Studios заключила сделку с Hershey — и Эллиот приманивал гостя со звезд конфетами Reese’s Pieces. Продажи этого нового продукта Hershey на тот момент были очень слабыми, но когда «Инопланетянин» в считанные дни стал суперкассовым фильмом, они буквально взорвались — в течение всего двух недель они выросли втрое и еще несколько месяцев после этого продолжали расти.

«Это было одно из величайших маркетинговых решений в истории, — говорил впоследствии директор Hershey Джек Траут, который лично одобрил сделку. — Если бы мы пытались достичь того же эффекта другими средствами рекламы, мы должны были бы потратить $15–20 млн».

Schlitz: пивное самоубийство

В 1970-е годы Schlitz была второй по объему рынка пивоваренной компанией после Budweiser. Гонка за лидером к тому моменту продолжалась более двух десятилетий — в 1957 году Schlitz даже удавалось вырваться в чемпионы, но преимущество оказалось недолговечным.

В конце 1970-х компания решила нанести Budweiser удар, разработав несложную выигрышную стратегию. Аналитики Schlitz подсчитали, что если удешевить процесс приготовления и сделать цикл более коротким, то можно будет продавать больше пива за меньшие деньги, получая при этом максимально высокую прибыль. В результате Schlitz действительно удалось сократить процесс приготовления напитка с 40 до 15 недель, а большую часть ингредиентов заместить более дешевыми, — например, дорогостоящий ячменный солод заменить бюджетным кукурузным сиропом.

Казалось бы, стратегия давала свои плоды: в первые недели после выпуска новое пиво расходилось на ура, но затем продажи резко упали — выяснилось, что новинка ужасна на вкус и очень быстро превращается в мутную безвкусную водицу. К тому же на дне пустых канистр оставалась отвратительная липкая взвесь, что наводило розничных продавцов на грустные мысли. В результате Schlitz пришлось отозвать 10 млн канистр, а по ее репутации был нанесен удар, от которого компания так и оправилась.

В 1981 году Schlitz закрыла завод в Милуоки, а на следующий год была куплена один из своих младших конкурентов. Бывший мэр Милуоки, на глазах которого происходил коллапс компании, сравнил ее гибель с крушением «Титаника», перефразировав знаменитую фразу: «Как мог такой огромный бизнес уйти на дно так быстро!».

Ford Model T: нарциссизм как путь к катастрофе

Когда Генри Форд в 1908 году вывел на рынок свою знаменитую Model T, в мире уже существовали другие марки автомобилей. Причем некоторые были даже более дешевыми — но ни одна из них не представляла собой такого сочетания инноваций и надежности. Этим Model T и была обязана своему успеху. В течение нескольких последующих лет марка только дешевела, и казалось, что уже никто не потеснит компанию Форда.

К середине 1920-х стали заметны признаки кризиса: дело в том, что Форд воспринимал свое детище как само совершенство — он оберегал Model T от каких-либо вмешательств в дизайн и техническое оснащение. В 1925 году, более чем через 15 лет после появления, она выглядела примерно так же, как и раньше: была все таким же устаревшим «жучком» с архаичной трансмиссией, высоким уровнем шума и слабым четырехцилиндровым двигателем.

Помощники и даже конкуренты советовали Генри Форду поменять дизайн и «внутренности» машины, однако он продолжал почивать на лаврах. В то время как конкуренты не дремали: в 1923 году доля рынка, принадлежавшая Ford, составляла 57%, но уже к 1925 году упала до 45%, а к 1926-му — до 34%. Конкуренты продолжали уверенный рост, и в 1927 году Форд наконец прислушался к советам: объявил что модель будет обновлена. Но к тому времени компания Форда уже проиграла битву — в том самом 1927-м Chevrolet впервые за всю историю продала больше машин, чем Ford. В 1929 году компании удалось вернуть себе первое место благодаря хорошим продажам новой Model А, но Chevrolet снова забрала первенство уже в следующем году и больше никогда не отдавала его Ford.





Tags: история, это надо знать
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments