Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Самая грандиозная стройка XX века: как рыли тоннель через море

Евротонель получил международную награду Крупнейший строительный проект прошедшего столетия.

Совет Международной федерации инженеров признал самый длинный в мире подводный тоннель величайшей постройкой века. В чем же причина успеха этой конструкции?

Строительство тоннеля под Ла-Маншем / AP

История:

Идея о создании подводного соединения между Англией и Франции будоражила умы инженеров не одно столетие. Однако, впервые о создании дороги  на официальном уровне заговорили в 1750 году. В Амьенском университете был объявлен конкурс на лучший проект  тоннеля, ведущего из Франции в Англию. Уже в 1751 ученый Никола Демаре стал его победителем.  В рукопись под названием Соединение Англии с Францией или перемычка в Кале… сочинение, удостоенное приза Амьенского университета исследователь представил факты, доказывающие не просто возможность постройки, но и существование природного соединения в прошлом.

Эскиз тонеля под ЛА-Маншем Альберта Матье-Фавье / theotherside.co.uk

Все же, более детально над строительством задумались при правлении Наполеона. Так в 1802 году детализацию идеи представил Альбер Матье-Фавье.

Инженер внес предложение прорыть тоннель на уровне 10 м ниже дна пролива. В качестве транспорта были выбраны конные экипажи, а освещение должны были обеспечить масляные фонари. Для циркуляции кислорода ученый предусмотрел воздуховодные трубы, возвышающиеся на 5 м над водой. Первые перевалочный пункт Матье-Фавье обозначил на Варнской косе (отмели). Здесь посередине между берегами лошади могли отдохнуть, а пассажиры пропустить пинту пива.

Проект Матье-Фавье / sportschool.sestroretsk.info

Спустя полвека в 1832 году появилось еще семь французских проектов, принадлежавших горному инженеру Эме Томэ де Гамону. Среди них был железнодорожный туннель, а также гигантский мост, опирающийся на систему насыпных островов и Варнскую косу.

Репродукция чертежа Томэ де Гамона 1856 года опубликована в книге Томаса Уайрсайда «Туннель под каналом» в 1962 году / vokrugsveta.ru

Наполеон III и королева Виктория в 1860 году одобрили французский план тоннеля, предусматривавший установку ящикообразных сборных элементов на морском дне.

В 1876 году британский и французский парламенты разрешили начать строительство. В 1881 году два проходческих щита компании Beaumont & English двинулись навстречу друг другу. Предполагалось, что расстояние в 32 км будет пройдено за 5 лет. Однако через два года отношения между двумя странами обострились, и работы были остановлены.

Иллюстрация к британскому проекту 1885 года оставалась актуальной до самой войны 1914-го / vokrugsveta.ru

К вопросу тоннеля под Ла-Маншем европейские страны вернулись после окончания Первой мировой войны. Однако лишь в 80-е годы правительства Англии и Франции объявили тендер на строительство.

Среди главных претендентов на победу были 4 проекта:

1. Europont - 52-километровый мост, с пролетами, подвешенными на нитях из кевлара, синтетического материала в 5 раз более прочного, чем сталь.
2. Euroroute - сложная система туннелей и мостов с опорами на построенных островах.
3. Channel Expressway - двухуровневый туннель с железнодорожным и автомобильным движением.
4. Eurotunnel - проект, выигравший конкурс по причине своей технологичности и минимальной стоимости.

Строительство:

Великое строительство началось 15 декабря 1987 года. Тоннель прокладывали девять проходческих щитов длиной в 200 метров каждый. Они были оснащены роторами диаметром  в 8-метров и с резцами из карбида вольфрама.

Строительство тоннеля под Ла-Маншем / AP

Шесть щитов, двигаясь навстречу друг другу с французского и английского берегов, прокладывали три туннеля — два магистральных и один служебный. Еще три щита прокладывали сухопутный туннель от Шекспир-Клиффа до британского терминала рядом с Фолкстоном. Также два щита на материке прокладывали подземный путь от прибрежного Сангата до французского терминала в Кале.

В совместном британско-французском проекте принимали участие около 5 тыс. инженеров и техников и свыше 8 тыс. рабочих.

Работы по преобразованию трех 51-километровых бетонных коридоров в транспортную магистраль с двухсторонним движением продолжались 3,5 года, завершившись 6 мая 1994 года торжественным открытием Евротуннеля.

Строительство тоннеля под Ла-Маншем. Королева Великобритании Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран. / AP

Однако, этому предшествовала довольно комическая ситуация. До запуска первых экспрессов, в тоннель пустили туристов. 118 молодых людей с песнями и плясками прошли пешком до берегов Франции, после чего и пустили пробный электропоезд.

Наши дни:

На сегодняшний день Евротоннель - это железнодорожный двухпутный тоннель, длиной около 51 км, из которых 39 км под проливом Ла-Манш. Он соединяет континентальную Европу с Великобританией.

Строительство тоннеля под Ла-Маншем / AP

Тоннель под Ла-Маншем стал одним из путей для нелегальной иммграции.

Строительство тоннеля под Ла-Маншем / AP

Неподалёку от французской коммуны Сангатта был расположен центр для беженцев. Множество из них самовольно пытались попасть на остров с помощью Евротоннеля. Самыми распространенными методами были:


  • забраться в пассажирский поезд. Спустя некоторое время после открытия линии пограничники почти не проверяли паспорта, благодаря чему можно было легко сесть в вагон Eurostar и спустя 50 минут выйти незамеченным уже на другом конце пути. Однако с ужесточением паспортно-визового режима (во многом из-за нелегальных иммигрантов) этот способ практически себя исчерпал.

  • спрятаться в грузовом контейнере. Подобным образом пытаются пересечь Ла-Манш большинство нелегалов.

В связи с внушающим количество подобных ситуаций, в 2002 году британские власти установили прослушивающее и сканирующее оборудование на посту в Кенте, которые позволяли обнаруживать в контейнерах людей. Ко всему прочему, уже в начале 2003 по требованию английского правительства французы закрыли иммиграционный лагерь в Сангатте, и окружили въезд в тоннель забором с колючей проволокой.

Строительство тоннеля под Ла-Маншем / AP

За 19 лет в Евротоннеле произошло 5 крупных аварий. Две из них две серьезные, связанные с воспламенением перевозимых грузовиков. К счастью, ни одна из них не повлекла за собой человеческие жертвы.

Пассажиры Евростара в ожидании своего поезда 18 декабря 2009 года / svoboda.org

Эксплуатирующая Евротоннель компания Eurotunnel Groupe S.A. уже дважды находилась на грани банкротства. Одной из причин стало превышение затрат на строительство в два раза - 10 млрд. фунтов стерлингов вместо запланированных 5.

Несмотря на возможность добираться из Лондона в Париж за 2,5 часа, пассажиропоток лишь в 2003 году превысил 7 млн человек. В том же году была получена первая прибыль, весьма скромная: €1 млн.





<br>





              Напоминаю, также меня можно читать здесь, добавляйтесь
Tags: как это сделано
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments