Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Category:

Самолёт-невидимка

Знаменитый ударный самолёт Lockheed F-117 Nighthawk, известный в популярной культуре как «самолёт-невидимка», в 1980-е годы был своего рода мифом — несмотря на то, что первый полёт он совершил 18 июня 1981 года, Пентагон ещё семь лет не признавал факта его существования. Сейчас он уже снят с вооружения, но в своё время этот самолёт породил немало мифов и легенд. F-117 предназначался для скрытного проникновения через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры, при этом по классификации ВВС США он значился истребителем, хотя на самом деле это форменный штурмовик-бомбардировщик.

Конструкция F-117 основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями, расположены относительно друг друга так, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань).

Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника.

В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.

Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у шаттла), в результате оказывается невозможным полет на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и маневренность.

Следует заметить, что, несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, неуязвимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приёмник и передатчик были разнесены по разным точкам. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с большими шансами на попадание, а более старые модернизированные С-125 хоть и не гарантировали поражения, но также могли представлять угрозу. В частности, при налётах на Югославию F-117 был сбит именно с помощью комплекса С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО.

Lockheed F-117 Nighthawk. (Lockheed Martin/Judson Brohmer)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Lockheed Martin/Judson Brohmer)

Группа Lockheed F-117 Nighthawk. (Lockheed Martin/Judson Brohmer)

Группа Lockheed F-117 Nighthawk. (Lockheed Martin/Judson Brohmer)

Lockheed F-117 Nighthawk сбрасывает управляемую авиационную бомбу GBU-28. (PD-USGOV)

Lockheed F-117 Nighthawk сбрасывает управляемую авиационную бомбу GBU-28. (PD-USGOV)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Andy Leonard)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Andy Leonard)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Andy Leonard)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Andy Leonard)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Shaun Tarlton)

Lockheed F-117 Nighthawk. (Shaun Tarlton)

Lockheed F-117 Nighthawk перед взлётом. (Kevin Baird)

Lockheed F-117 Nighthawk перед взлётом. (Kevin Baird)

37-я эскадрилья тактических истребителей. (PD-USGOV)

37-я эскадрилья тактических истребителей. (PD-USGOV)



http://www.youtube.com/embed/TvyaG7EIC18







Tags: красивые фото, самолеты
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments