Игорь (101) wrote,
Игорь
101

Category:

Настройщик фортепиано: немного про редкую профессию



Сегодня речь пойдёт об одной из достаточно редких профессий, о которой широкой публике известно мало: мы поговорим о настройщиках фортепиано.

Как и зачем нужно настраивать фортепьяно? Какие инструменты для этого используются?
С какими проблемами сталкиваются настройщики? Сколько нужно учиться на настройщика?
Легко ли найти работу?

И, наконец, сколько зарабатывают настройщики?

Всё это, а также развенчание нескольких мифоф и пару забавных случаев из моей практики настройщика фортепиано, я поведаю вам в этом посте. Мой рассказ не претендует на лекцию по настройке, это скорее жизненный опыт с практической, так сказать, точки зрения.



У меня часто спрашивают, чем я занимаюсь, чем зарабатываю на жизнь.

Что ж, приподниму немного завесу тайны и расскажу вам, дорогие читатели ЯПа, об одном из моих хобби, которое, не являясь основным источником дохода, всё же помогает мне заработать копеечку-другую, ну, и просто, - нравится оно мне.

Итак, речь пойдёт о настройке фортепиано, то есть, акустических пианино и роялей.

Не буду утомлять вас теоритическими выкладками и прочей акустикой, просто скажу, что настройка ф-но сильно отличается от настройки любого другого инструмента.
Если, скажем, ту же арфу или клавесин, - инструменты, наиболее похожие на ф-но, можно без труда настроить по слуху, с камертоном или тюнером, то с ф-но такое не прокатит: нужно долго и кропотливо «выстраивать», или, как мы говорим, «темперировать» интервалы в пределах одной (центральной) октавы, и затем уже «подстраивать» все остальные тона по всему инструменту.

Фишка в том, что у, допустим, скрипки 4 струны. У гитары их шесть. У классической арфы - 38.

А у нашего подопечного их... 280.



88 клавиш, на большинство приходится по 3 «гладких» струны, изготовляемых из стали, на некоторые (более низкого регистра) - две обвитых, «толстых» струны, сталь внутри - медная обвивка снаружи, как и на самые низкие, басовые струны, которых - всего по одной на клавишу.

И каждую из них надо настроить, представляете?

Особой разницы между функционированием, а потому и настройкой, вертикальных фортепиано (пианино) и роялей нет.

Как же проходит сам процесс настройки?

Итак, сначала развенчаем самый распространённый миф.

Всегда когда заходит разговор о настройке ф-но, первое, что приходится услышать, это «ооо, у тебя великолепный слух!» Хехе, на слух я и на самом деле не жалуюсь, особенно музыкальный, да вот только для настройки ф-но он... не нужен.

Да-да, вы не ослышались: настраивать ф-но можно людям, у которых вообще нет музыкального слуха, и даже людям с серьёзными проблемами слухового аппарата.

Почему это так? Да потому что ф-но не настраивается «по слуху»: настройщики не думают «таааак, ну-ка, а вот теперь я настрою ля контр-октавы... пороюсь-ка я в своей слуховой памяти: как оно там было...», процесс проходит совершенно по другому принципу.

По камертону (в большинстве случаев, ля 440 Hz), настраивается обычно только ля центральной октавы, причём только одна из 3х его струн. Оставшиеся две потом «подстраиваются», ищя унисон: сначала одна, затем другая.

Используется для блокировки «нежелательных» струн совсем простой инструмент - вот такой резиновый «сырок»-затычка.



И делается это, опять же не по слуху, а... по вибрации, или по биениям.То есть, настройщик ударяет по камертону и ставит его на вибрирующую поверхность, одновременно нажимая на клавишу, и сравнивая вибрации, «биения», приводит их в «согласие» поворачивая колок (или, по немецкой терминологии, которая с бородатых времён используется в настройке, «вирбель»),

Чем больше «расстроена» струна, тем более заметна будет эта разница в биениях между камертоном и настраиваемой нотой.

Как-то так и идёт процесс... в кратце: блокируем все струны, кроме по одной на ноту, вот такой специальной лентой:



1. сначала настраиваем ЛЯ центральной октавы по камертону:



2. затем «темперируем» интервалы в пределах центральной октавы: у каждого интервала должно быть своё, строго определённое кол-во биений в секунду

3.вынимаем ленту, подстраиваем остальные струны центральной октавы, строим унисоны

4. ну, и затем настраиваем по октавам все остальные ноты инструмента, сначала вверх, затем вниз


Само собой, прогресс не стоит на месте, и всё чаще настройщики (и я в том числе), пользуются специальными программами, помогающими настроить инструмент.
Самая, пожалуй, распространённая, это TuneLab, в своё время я купил её за 250 евро, работает неплохо с моего старенького Apple IPod Touch



Однако, настройка - это только часть работы, ведь у фортепьяно же ещё и нехилый такой механизм внутри, с огромным количеством достаточно хрупких деталей и выверенный до долей миллиметра.Однако, настройка - это только часть работы, ведь у фортепьяно же ещё и нехилый такой механизм внутри, с огромным количеством достаточно хрупких деталей и выверенный до долей миллиметра.



Механизм, который как и любой другой, изнашивается, разрегулируется, ломается... и все эти поломки мастер-настройщик обязан уметь устранить, износившиеся части - заменить новыми, механизм - отрегулировать.

Вот, например, так функционируют клавиши ф-но:



Схема и строение:



Для этого у мастера должен быть в запасе целый набор самых разных специализированных инструментов на все случаи жизни.

Иногда приходится делать всякий мелкий ремонт.
Вот, например, настраивал я недавно в одной школе 4 ф-но. На одном из них пульт-подставка для нот оказался вот в таком состоянии:



Как говорится, на честном слове и на одном крыле:



Исправил:



Не идеально, конечно, но и шурупчики были не родные:



Ну, и так по-мелочи всегда приходится что-то ремонтировать.


Вот, например, мой набор инструментов, в таком стильном чемоданчике:



Несмотря на стильность саквояжа, качество инструментов - посредственное, ибо Китай. Но большинством пользоваться можно.

Ага, вот они, эти ребята:



Заменил на более качественные, немецкого или испанского производства, только самые жизненно важные инструменты, например, конечно же, настроечный ключ.

Немецкое качество, рукоять из черешни, цена вопроса 140 евро:



Кусачки для струн испанского производства:



Газовая зажигалка. Да-да, очень нужная вещь - разогревать клей внутри деталей:



Сам клей:



Затычка для высоких струн, куда резиновая уже не влезет:



А вот колок, или вирбель. Их иногда надо заменять, так как изнашиваются отверстия в вирбельбанке - то есть, композитной доске, в которую вбиваются вирбели. Вирбели перестают держать натяжение струн, из-за чего настройка становится невозможной.
В этом случае вбиваются ремонтные вирбели, которые чуток потолще:



А вот так выглядит сам вирбельбанк в разрезе:



Чем больше слоёв, тем лучше. Прям как торт.



Рассказывают, что в советские времена, когда производство ф-но было массовым и инструменты были доступны многим, негативной частью было то, что качество этих инструментов было очень плохим.
Вирбельбанк из цельной берёзовой доски - как вам такое?
Вообще, про ф-но отечественного производства можно долго говорить... скажу одно: те, что делались на экспорт, были ещё куда ни шло, но те, что производились для внутреннего потребления... ими только печку топить.

Не все, конечно, но большинство. В той же школе встретил вот такого старого друга, CHERNY, производства Черниговской музыкально-мебельной фабрики. Когда я учился музыке в Москве, таких у нас было большинство:

ФОТО ЧЕРНИ



Информация из Википедии про фабрику:

В фортепианном цеху:

25 ФОТО

История
1933 - 1991
Строительство фабрики началось в 1933 году и было завершено в 1934 году. Официальный пуск фабрики состоялся 8 ноября 1934 года.
Рядом в 1936 году построена мебельная фабрика.
В ходе немецкой оккупации фабрика была разрушена, но после войны началось её восстановление. Первой послевоенной продукцией стали 550 детских музыкальных игрушек. Также, в 1945 году фабрика освоило производство мандолины, а в 1946 году - начала производство гитар.
До1950 г. фабрика производила исключительно струнно-щипковые музыкальные инструменты, в 1950 году - при содействии специалистов Ленинградской фабрики музыкальных инструментов освоила производство пианино.
В 1955 году был введён в эксплуатацию первый в СССР конвейер по сборке и настройке клавишных музыкальных инструментов — каждые 12 минут со 100-метровой конвейерной ленты сходило новое пианино. Также в 1955 году фабрика освоила производство малогабаритного пианино.
В 1956 году на базе фабрик музыкальных инструментов и мебельной создано объединение музыкально-мебельная фабрика. Производственные мощности увеличились, что позволило ввести в строй конвейер по выпуску механизмов пианино.

Также, в 1956 году был создан музей музыкальных инструментов.

В 1965 году производство пианино было увеличено до 25.000 штук в год.
В 1970 г. было произведено (штук): 26.300 пианино, 75.900 гитар, 16.500 балалаек, 1.500 бандур.
По состоянию на начало 1985 года на предприятии действовали 33 технологические линии, 3 автоматические линии, 8 механизированных поточных линий и 5 комплексно-механизированных участков. Фабрика выпускала 40 наименований продукции, в том числе пианино (26 тыс. шт. в год), щипковые инструменты (до 110 тыс. шт. гитар, бандур и балалаек в год), цимбалы, комплекты механики и клавиатуры для пианино, а также детские деревянные и музыкальные игрушки, изделия хозяйственно-бытового назначения и сувениры[1].





материалы взяты из открытых источников











Tags: интересно, как это устроено, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “как это устроено” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments