Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Categories:

Корпоративный адЪ эпохи нулевых



После дефолта 1998 года в Росси образовалась довольно странная деловая среда. Было множество прогоревших, но на их капиталах выросла ново-корпоративная прослойка общества. В основном подобные компании можно было найти в Москве или Санкт-Петербурге, в остальных городах масштаб катастрофы явления был менее заметен.

Кризис, случившийся после введения санкций 2014-го года и банковского геноцида, уничтожил большинство описанных ниже компаний, изменил отношение к бюджету фирмы и ведению бизнеса вообще...




Но, вернемся к среднестатистической "серьезной фирме" середины нулевых с офисом где-нибудь в окрестностях Садового Кольца.

В те времена было очень круто иметь большой штат. Если в компании было 10 человек, она считалась нищебродской однодневкой. 20 сотрудников выглядели чем-то минимально допустимым в сообществе "серьезных людей". Но лучше было иметь от 50 человек в штате. Тогда компания уже приобретала статус солидной фирмы, а её владелец приобретал дополнительный вес в глазах своих соплеменников.

Счастливчика с улицы, попавшего в такую компанию (часто после унизительного и бессмысленного собеседования), ждал стол с телефоном, база клиентов для обзвона (или же надо было самостоятельно находить контакты), таблица в ёкселе куда надо было вписывать результаты обзвона. Ну и всё. Тумбочка с печеньками и кулер с чаем, отчеты каждый вечер, тимбилдинг в пятницу вечером, корпоративы на Новый Год и День Компании, дресскод и корпоративные правила.

Все знания, которые требовали эйчары, образование и прочая херня для работы по сути не были нужны. Ценными качествами были хорошо подвешенный язык (как для звонков так и для лизания жопы начальства), отсутствие морали в той мере что нужна была для стукачества и подсиживания коллег, а также умение составить красивый отчет.

Отчеты были венцом мастерства будущих топ-манагеров. Можно было целый день ничего не делать, играя в тетрис или пасьянсы, зависая в курилке, у кулера и предаваясь другим маленьким радостям офисной креветки. Многие из планктона так проводили месяцы и годы. Но их отчеты были безупречны. Они попадали на глаза начальнику отдела, тот делал с них сводный отчет финансовому директору, он подгонял все в свой отчет и выкладывал на стол Президенту. Цифры выглядели мегакруто, но если бы не серые и черные схемы работы, то компании с круговоротом идеальных отчетов моментально прогорали бы. Просто потому, что две трети сотрудников были банально лишними...





Каким был состав таких компаний?

Все начиналось с отдела кадров. Ой, сорри плиз, HR-департамента. В него входили кроме директора дапартмента (произносить с английским акцентом), парочка замов, старший менеджер и четверо рядовых сотрудников. Как правило, это были смазливые девочки, дочки "нужных людей". Свою работу они знали довольно приблизительно, опираясь на инструкции, составленные для них вышестоящими топ-менеджерами department'a.

Обычно эйчарок боялись или ненавидели все в компании, включая руководство. Владельцы фирмы частенько терпели мажорных дур только из-за того, что делали бизнес с их папиками или сами поебывали сисястых дилетанток.



За HRD шел отдел маркетинга. Это было проклятое место для всех, кто туда попадал. Текучка, постоянные склоки, дрязги, подсиживания, воровство клиентов друг у друга, ручек и дыроколов со столов коллег, масса тупой и ненужной работы, пятничные авралы, бесконечные отчеты (читай про них выше), тимбилдинги, тренинги... На низовом уровне текучка была огромная. Можно было отработать два месяца, после чего эйчары выносили вердикт "негоден" по только им понятным причинам, и увольняли, хорошо если "по собственному желанию". Выживали только те, кто отчаянно лизал жопы всему руководству и крысил-стучал-подставлял...

Штат отдела мало чем отличался от HRD, но рядовых сотрудников было как правило, минимум 10 человек. Их мало кто знал в компании, т.к. они были расходным материалом и постоянно менялись.



Отдел аналитики. Чем занимался этот отдел, никто толком не знал, даже его сотрудники включая директора department'a. Зато они составляли самые красивые отчеты, с графиками и длинными ровными столбиками цифр.

Штат department'a аналитики был небольшим. Директор, зам, старший специалист, два сотрудника. На них смотрели с уважением и тихонечко завидовали. Еще бы, не каждому везет попасть в тихую гавань, чья работа загадочна и неуловимо-прекрасна своей бессмысленностью...



IT-отдел. Второй снизу круг ада после маркетинга. Директор, зам по тех.обеспечению, зам по безопасности, зам по персоналу. Парочка инженеров, три-четыре эникейщика-программиста, два сисадмина и один небритый чел непонятного назначения, в свитере времен палеолита, с вечно красными глазами.

Обычно вся работа IT-отдела держалась на этом небритом типе, но его старались спрятать подальше от глаз всего персонала, особенно девочек из HR-department'a.

В чем же ад IT-отдела? Айтишники были всегда и во всем виноваты. Не получилось напечатать отчет? Программисты принтер не включили! Не отправлено письмо (на которое манагер тупо забил засидевшись у кулера с печенькой)? Дык это, сервер косячит, почта не ходит! "Тыжпрограммистов" гоняли по каждому удобному случаю - застряла бумага в факсе или "я куда-то нажала и все пропало". В общем, айтишникам было нескучно. Из самых упоротых "серьезных фирм" программисты сбегали после полугода работы с воплями "убейте меня".



"Тыловики", они же офис-менеджеры. Уже не помню термин на офисном рунглише, как называли департмент АХО, но в общем, это те люди, которые наполняли тумбочки печеньками, кулеры водой и вытирали пыль со столов. Этот отдел как правило, был презираем остальными, работа клининг-менеджера воспринималась так же, как зашквар на зоне.

Но иногда в АХО шли не за позором, но за деньгами. Через АХО шли потоки материальных ценностей и поставщику подписать контракт на те же печеньки можно было только через откат директору данного department'a. В АХО практика откатов была привычна настолько, что иногда даже не скрывалась особо. По крайней мере старине Мюллеру (о нем ниже) было известно, кто и сколько платит. Главное было, поделиться с ним или вовремя накрыть поляну...



Department рекламы. Имел иногда невъебенно огромный штат - директор, замы, маркетолог(и), специалисты по рекламе, дизайну, верстке, шрифтам, бумаге, степлерам, фотограф и его помощник, резатель бумаги, разгибатель скрепок, 3Dшник, PR менеджер, пресс-секретарь, звукорежиссер. Даже если фирма занималась чем-то вроде получения и отмывания денег от прокачки нефти по трубе из пункта А в пункт Б и нигде особо не светилась, ей жизненно необходимо было иметь весь перечисленный штат department'a PR и рекламы. Самым востребованным занятием была верстка шаблонов и обложек для отчетов department'a аналитики, а также визиток для President'а. Ну и само собой, нескончаемых вариантов ребрендинга, которые рассматривал и корректировал Vice-President.



Секьюрити. Это были суровые ребята, которых боялись все. Особенно "начальника охраны", обязательно бывшего ГБшника, который знал все обо всех (кроме того типа в свитере из IT-department'a). Если Шеф секюрити (он же Мюллер) заходил в чей-то кабинет, на пол текли кал и прочие биологические жидкости, все моментально вспоминали грехи не только свои, но и своих пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-дедушек. Попасть к нему в кабинет было еще страшнее. Это было примерно как визит в гестапо (кстати секьюрити часто так и называли - гестапо).

Остальные сотрудники тоже нагоняли ужас на плавающий вокруг них планктон. Кроме разве что сидящего на входе паренька в униформе. Если же на его месте оказывался мрачный тип в сером костюме, то вход или выход производился строевым шагом, с подробным докладом о цели движения в данной точке географии.



Финансовый департмент (бухгалтерия). Об этом месте надо рассказать поподробнее.

Штат бухгалтерии был иногда клинически огромным. Финансовый директор, замы, главбух, счетоводы, кассиры, инкассаторы... Вся эта протоплазма занимала отдельное крыло офиса за железной дверью, собственным отделом секюрити и офис-менеджерами. Из всего остального персонала за железную дверь могли попасть только замы директора IT-депа и главный гестаповец.

В Файненшл департменте была своя атмосфера, ужасная в своей безысходности и беспощадности. Леди разных возрастов, волею судеб собранные в одном террариуме, были креативны в деле сплетен и абсолютно беспощадны друг к другу. Если бы не постоянные дворцовые интриги, то они наверняка заметили бы, что на разгибателя скрепок из PR или душечку из HRD в месяц уходит денег примерно столько же, сколько на годовую аренду космодрома. Для работы в "финансах" требовались железные нервы и беспринципная стервозность. А также подушечка на стул, чтоб выпавший геморрой не так отвлекал от поедания мозга своей коллеги.

Ледям из бухгалтерии порой щедро доплачивали за молчание - ведь через их руки иногда протекала довольно важная информация. Но чаще каждая "девочка из бухгалтерии" владела только каким-то ограниченным куском информации, не имея возможности понять зачем эти циферки или счета вообще нужны. Полную картину имел лишь главбух (за которым непрестанно ходил гестаповец с "люгером" чтобы ликвидировать если вдруг что не так).

Кстати, в постели "девочка из бухгалтерии" уделает любую порнозвезду своей извращенной фантазией и запредельными желаниями. Самые отчаянные извращенки, которых мне довелось встретить, были бухгалтершами. Видимо, они так стресс снимают))




Кажется, я отвлекся...

Юридический отдел. Иногда состоял из одного человека, но чаще в нем работало несколько сотрудников, иногда без лишнего балласта. Об этом department'е ничего особенного сказать невозможно, т.к. юристы всегда загружены реальной работой. Кстати, дружить с юристом было невероятно круто, это сразу добавляло +50 баллов к харизме и влиянию в целом по психбольничке.

Секретариат. Хорошим тоном для любого топ-менеджера было иметь одного или больше секретарей. Большеглазые девочки в ультра-мини сидели в приемной любого департмента, отвечая на звонки и готовя кофе. Частенько они выполняли функцию файрвола, отсекая все входящие обращения когда их боссу это было нужно. А это было нужно так же часто, как заварить кофе или чай.

Секретарши частенько исполняли роль штатных любовниц, но это уже другая история. Хорошим тоном было иметь двух секретарей - одну для работы, вторую для.... для других историй в общем. В зависимости от степени изношенности босса одна из секретарш завидовала второй.



Ну и наконец, вершина мира. Совет директоров, они же хозяева. Или один, единственный и неповторимый. Не всегда хозяином был тот, кто светился. У подобных компаний часто был владелец, о котором никто толком ничего не знал. Но на виду были Президент, Вице-Президент (вице- иногда было штук пять), естественно, был еще и Генеральный директор.

О последнем персонаже можно сказать отдельно. Эта должность порой была опаснее игры в футбол на минном поле, порой было даже так, что Генеральным директором был какой-нибудь бомжеватый Васек из далекой российской глубинки, даже не подозревавший что управляет компанией с миллиардными оборотами...

Корпорации нулевых постепенно становятся историей. Они были наследием малиновых пиджаков середины 90-х, и скорее всего, останутся в прошлом.
Впрочем, там им и место.




отсюда










Tags: как это было
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments