Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Category:

Дело "Тошиба — Конгсберг"



КоКом, или Координационный комитет по экспортному контролю, в период холодной войны составлял списки стратегических материалов и технологий, которые западным странам было запрещено экспортировать в страны ОВД, включая СССР.

КоКом был международной организацией, в которой государства–члены участвовали на добровольной основе без подписания многостороннего международного договора или устава, подтверждая лишь свое согласие с заявленными принципами. Правила разрабатывались Комитетом и не были предметом межгосударственного соглашения.




Вследствие этого механизм организации был лишен единого исполнительного органа, который мог бы ввести и принудить государства–члены исполнять единообразные стандарты под угрозой наказания. На роль карательного органа, казалось бы, логично претендовали США, но их юрисдикция охватывала только их собственные компании и граждан, и Штаты ни в коей мере не могли преследовать в суде частных лиц–граждан других стран, надеясь лишь на то, что правительства этих стран сами добровольно запустят судебный процесс против нарушителей.

В случае же иностранных компаний такое разбирательство было возможным (если была передана американская технология, как в случае «Stansaab» и системы воздушного контроля для московского авиаузла «Tercas» в 1984 году), но оно несло в себе опасный прецедент, который мог бы позволить другим государствам–членам КоКом вести судебное преследование в отношении уже американских компаний–нарушителей. Поэтому немудрено, что США отказались тут от принципа односторонности (который характерен для их внешней политики), стимулируя взамен проштрафившихся партнеров развивать и соблюдать многосторонние экспортные ограничения.

Нарушение правил КоКом станкостроительной компанией «Toshiba Machine» из Японии и государственным оружейным заводом «Kongsberg Vaapenfabrikk» из Норвегии было вскрыто в 1987 году, а сама продажа и передача металлообрабатывающих станков с цифровым управлением произошла в 1983 и 1984 годах. А началась эта афера под названием «Тошиба–Конгсберг» где–то в 1979 году, когда агент советской внешней разведки, бывший офицер ВМС США Джон Э. Уокер, передал своему куратору Олегу Калугину очередную пачку засекреченных документов, благодаря которым СССР узнал о существовании SOSUS (сети подводных гидрофонов, размещенных на океанском ложе и отслеживающих перемещение советских субмарин). SOSUS был секретным оружием США в 60–70–х, позволяющим им наблюдать практически за всеми подводными лодками, несущими службу в глубоководных частях обеих океанов.

Географические ограничения вынуждали советские лодки следовать предсказуемым маршрутам, но что действительно облегчало слежение за ними, так это уровень акустического шума, что создавали их гребные винты, которые были на 30 децибел громче американских. Лопасть рассекает жидкость, а кавитация через создаваемую разность давления гулко схлопывает пустоту, приводя к гидравлическому удару. Затухающую звуковую волну советской субмарины можно было заметить на расстоянии 200 миль. Второй характерный звук состоял из тонального колебания лопасти, появляющегося в тот момент, когда винт попадает в кильватерную струю всего корпуса. Согласно одному эксперту по акустике «один ватт акустической энергии, исходящей от гребного винта подводной лодки в Гибралтарском проливе, можно услышать на берегу в Вирджинии».

Джон Уолкер вообще славно потрудился на кинжально–плащевом поприще, снабдив, например, Первое ГУ КГБ схемами шифраторов и кодами, после чего Советскому Союзу удалось расшифровать перехваченный радиообмен и разобраться в тактических перемещениях американских субмарин, но сейчас мы затронем только тему SOSUS. Получив информацию о чрезмерной шумливости советских подводных лодок, Советский Союз озаботился проблемой уменьшения акустического шума гребных винтов. А для этого требовалось купить на Западе определенные металлообрабатывающие фрезерные станки, позволяющие изготавливать менее шумные лопасти больших размеров.

В начале 1980 года советская внешнеторговая организация связалась с «Вако Коеки» (Wako Koeki), небольшой японской торговой компанией с представительством в Москве. Переговоры в Москве начались после того, как «Вако Коеки» наладила контакт с компанией «Тошиба Машин» и заручилась ее согласием поставить необходимое высокотехнологичное оборудование. В каталоге «Тошиба Машин» имелся специализированный фрезерный станок для производства гребных винтов MBP–110 стоимостью в $5 миллионов долларов. СССР желал приобрести именно эту модель из–за его девяти независимо настраиваемых шпинделей (осей), которые позволяли вытачивать винты крайне сложной формы. «Тошиба Машин» потом признается, что она осознанно прибегнула к услугам уважаемого экспортного брокера «C. Itoh & Company» (Itochu), чтобы избежать подозрений со стороны японских служащих, ответственных за выдачу экспортной лицензии. Все стороны отдавали себе отчет, что эта продажа нарушит правила КоКом и закон Японии о контроле над экспортом, поэтому для перестраховки японские фирмы привлекли норвежскую компанию «Kongsberg Trade», торговое подразделение государственного оборонного предприятия «Kongsberg Vaapenfabrikk», которая якобы продала свою систему автоматического цифрового управления и сопутствующее программное обеспечение японцам.

В течение 1981 года стороны заключили пять отдельных контрактов. Первый был между «Техмашимпорт» и «C. Itoh & Company» (Itochu) о поставке четырех неопределенных фрезерных станков, а также техобслуживании на срок в пять лет и запасных частях. Второй контракт был заключен между «Техмашимпорт» и «Kongsberg Trade», и он касался закупки контроллера ЧПУ NC–2000, который по сути был компьютером, способным управлять фрезерным станком. Третий контракт был подписан между «Kongsberg Trade» и «Тошиба Машин», и в нем «Kongsberg Trade» соглашался поставить цифровые контроллеры «Тошиба Машин» для их станка MBP–110 до его доставки в Советский Союз компанией «Itochu». Четвертый и пятый контракты касались выплаты «Конгсбергом» и «Тошибой» агентского вознаграждения «Вако Коеки» за организацию переговоров.

Чтобы заполучить необходимое разрешение на экспорт по этим контрактам обе «Тошиба» и «Конгсберг» подали в надзорные органы фальшивые сертификаты конечного пользователя, в которых было написано, что станки имели всего лишь два шпинделя (оси) вместо девяти и что конечным потребителем является гражданская контора в Ленинграде. Записи внутри самих компаний были сфальсифицированы, заявления о просьбе на выдачу экспортной лицензии были сфабрикованы, а сама продукция была фактически замаскирована. Станки (один станок — это 10 метров в высоту, 22 метров в ширину, вес — 10 тонн) были собраны в Японии и доставлены непосредственно в советское торговое представительство. Всего было четыре 9–осных и четыре 5–осных станков. Первая часть контрабанды была вывезена арктическим путем, достигнув Ленинграда весной 1983 года, оставшиеся части пришли в страну через Ильичевск в 1984 г.

Потом американское расследование покажет, что этот эпизод был не единственным, и что японские и европейские компании регулярно нарушали правила КоКом, поставляя в СССР оборудование на миллиарды долларов, используя лазейки в апатичном и разлаженном экспортном контроле своих стран (что как бы не согласуется с популярным на данный момент утверждением, что «Теркас» был единственным существенным опытом обхода системы экспортного контроля). Но сколько веревочке не виться...


отсюда






©












Читайте так же Мифы США. "Ревущие коровы" советского ВМФ
Tags: история, как это было, корабли, ссср
Subscribe

Posts from This Journal “корабли” Tag

  • Советский «Титаник»

    Цемесская бухта (13 км от Новороссийска), 31 августа 1986 года В 10 вечера пароход «Адмирал Нахимов» (на фото) отчалил из порта Новороссийска.…

  • Настоящий комбриг

    Наш комбриг был личностью легендарной не только на Камчатской флотилии, но и на всем Тихоокеанском флоте. А то и всем Военно-морском. Звание…

  • Братская помощь

    Хотите верьте, хотите - нет! А передавалась эта засекреченная история из уст, как говориться, в уста среди моряков нашего экспедиционного флота.…

  • Отражение атаки сомалийских пиратов

    ссылка - https://youtu.be/tpNpDM-enLw

  • Что у них там в рубке происходит?

    Гондурас, остров Роатан в Карибском море. Пишут, что экипаж несколько увлёкся и тупо не успел вовремя остановить судно. Никто из 1800 человек на…

  • Потопленная унитазом

    Осенью 1944 года Карл Адольф Шлитт получил приказ принять под свое командование подводную лодку U-1206, сформировать экипаж и перейти в Норвегию,…

  • Титаник и Олимпик - теория заговора

    Согласно книге Роберта Гардинера "Титаник: Корабль, который никогда не тонул", печальная голливудская история с Леонардо Ди Каприо в…

  • Ножовка

    В августе 1940 года меня призвали на службу во флот. Вскоре я был во Владивостоке, где началась моя служба в учебном отряде. После учебки я был…

  • Лицо социализма

    Разгар застоя 80-х, идут очередные военно-морские учения. Наша субмарина, отстреляв весь учебный боезапас, ожидала окончания учений в надводном…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments