Игорь (101) wrote,
Игорь
101

Categories:

Как ошибки журналистов влияют на нашу жизнь. Рыбы замяукали, змееносцы захрюкали...

Журналисты — люди особой касты, поскольку имеют в своих руках серьезный инструмент — влияние на общественное мнение. Сколько раз ты слышал радостные истории о людях, которые побывали, например, в святая святых — на телевидении? Да это же событие на всю жизнь! Тем не менее эти полубоги-журналисты далеко не идеальны.

Работники пера могут сделать многое: преувеличить, ошибиться, подать в нужном ракурсе и под конкретным соусом. И порой поток информации превращается в настоящее цунами, которое подхватывают другие СМИ. Так возникают мифы: информация, которая не является достоверной, принимается за чистую монету.



Сумочка Dior за 2 миллиона рублей

Начнем со скандала вокруг сумочки убрщицы «Газпрома». 9 января 44-летняя работница компании подала заявление о краже сумки Dior из автомобиля Mitsubishi Outlander. Уже 12 января все крупнейшие российские и украинские СМИ рассказали массу интересного об этой сумочке. К примеру, за сутки ее цена выросла с 4 тысяч долларов до 30 тысяч (2 миллиона рублей).

Уже к вечеру выяснилось, что сумочка поддельная, а хозяйка беспокоилась вовсе не о ней, а о 15 тысячах рублей (200 долларов), которые оставила в ней. Журналисты не стали писать никаких опровержений (кроме нескольких изданий), а шутки о заоблачных зарплатах в «Газпроме» заполнили Интернет. Это только один из примеров, как манипуляции с фактами меняют нашу жизнь.

Рыбы замяукали, змееносцы захрюкали

Настоящая буча поднялась в сентябре 2016 года по поводу изменений в гороскопе. Журналисты сделали вброс, что НАСА авторитетно заявило: в зодиакальном круге учитывайте, пожалуйста, теперь 13 знак, Змееносца! Он-де в гороскопе находится испокон веков. Поддавшись шумихе в СМИ, астрологи стали перекраивать свои гороскопы, объявляя Скорпионов Весами, а Водолеев Козерогами.

На самом деле Змееносец был обнаружен в детской познавательной заметке, в которой специалисты НАСА на пальцах объясняли детям, как представляли космос древние, почему знаков зодиака 12 и почему их могло быть больше. Статья висела в доступе с начала года, но американские женские журналы «засекли» ее только в сентябре. И подняли шум, который ретранслировали сначала европейские, а затем и российские издания.

И снова — лишь редкие издания разобрались, в чём дело, и попытались объяснить, что происходит. НАСА ничего не меняло, просто попыталось в очередной раз показать, почему астрология не может быть наукой. Никто не задался вопросом, зачем ученым исправлять ошибки астрологов, если они их за людей не считают... Ну а журналисты снова оставили всё как есть.

Одно черное кофе с собой!

Новые правила русского языка по длительности заблуждения можно считать абсолютным лидером. Заголовки типа «Кофе стал среднего рода», «Слово "договор" теперь имеет ударение на первом слоге» появились еще в 2009 году. Журналисты указывали, что в министерстве утвердили новые нормы, которые узаконили знаменитые просторечия.

Жаркие баталии разгорелись как раз вокруг «кофе»: люди пытались выяснить, действительно ли он теперь среднего рода? Прошло семь лет и что мы видим? Многие приняли это как данность и «черное кофе» уже никому не режет слух. Но дело в том, что в 2009 году никакие языковые нормы не менялись: кофе остался мужского рода, а ударение в слове «договор» — на третьем слоге.

На самом деле был утвержден список словарей, которыми надо руководствоваться при использовании русского языка в качестве государственного. У чиновников (и у журналистов, кстати, тоже) появились официальные справочники, к которым можно обратиться в случае затруднений. До 2009 года такого списка источников не было, что иногда приводило к ошибкам или к неверным трактовкам.

В этом рекомендованном списке не было ни одного словаря или справочника, который трактует или изменяет существующие нормы. «Черное кофе» и «дОговор» фигурируют в них лишь как допустимые в разговорной речи варианты или просторечия. Что касается литературных норм, то они остались прежними.

Итог всё тот же: журналисты не стали ничего менять. Не помогли и попытки лингвистов, которые пытались убедить акул пера, да и общество в целом, что реформировать язык очень сложно, а словари лишь закрепляют изменения. Впрочем, были и те, кто разобрался, однако их голос утонул в кофейной гуще.



Не будем обвинять журналистов в наплевательстве или непрофессионализме. Но от ошибок не застрахован никто, а значит, ты должен оценивать информацию критически и попытаться разобраться в теме.






©











Tags: интересно
Subscribe

Posts from This Journal “интересно” Tag

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments