В моём детстве был напевный парафраз:
Ту–у–у сто–о–о четы–ы–ыре – са–а–амый бы–ы–ыстрый са–а–амолё–ё–ёт!
Ту–у–у сто–о–о четы–ы–ыре – ни–и–икогда–а не па–а–адведё–ё–ёт!
На музыку траурного марша Шопена.
Процент падений этого самолёта зашкаливал по любым меркам. И на количество бортов и на количество лётных часов, и на мировых аналогах.
Мне довелось летать на нём, вместе с папой, когда мне уже были известны эти слухи. Мало того, что это был мой первый полёт в жизни, да ещё на таком самолёте. И припевочка!
Тогда я не планировал закончить свою жизнь столь стремительно. Может поэтому моё желание стать лётчиком–космонавтом (устойчивое словосочетание тех лет) претерпело серьёзное переосмысление.
У нашего первого реактивного пассажирского самолёта не было реверса – для торможения при посадке использовались парашюты.
Ровно 40 лет назад (день в день — 28 ноября 1976 года) в Подмосковье рухнул очередной лайнер – это была одна из крупнейших авиакатастроф Аэрофлота. Погибло 73 человека, включая членов экипажа. Все, кто были на борту.
КВС: Командир Воздушного Судна
2П: Второй пилот
ШТ: Штурман
БМ: Бортмеханик
Э: Кто–то из экипажа
Д: Диспетчер
Расшифровка переговоров экипажа
КВС Отказали авиагоризонты!!!
2П ПТ–1000 проверь
Д 471, вы что, через Костино пойдете?
КВС нет, нет
Д какой курс держите?
Э вертикальная тридцать
БМ [возбуждённо] включено
Д 471, какой курс у Вас?
КВС резервный включи!
БМ резерв!
КВС резерв поставь!
Д 471–й!
ШТ падаем, сто тридцать метров
ШТ более тридцати метров
ШТ падаем, тридцать!!!… метров!!!
Выводы комиссии – отказ оборудования аэроплана.
Понятно, что главный конструктор ОКБ Д. С. Марков, который, собственно, и построил этот самолёт, на котором регулярно гибли люди (37 авиакатастроф, 1140(!) человек погибли), был категорически несогласен и каждый раз настаивал на «человеческом факторе».
Позже, Ту–134 и Ту–154 конструктора Маркова стали вполне себе летабельны и ни разу (до сих пор!) не случалось отказ систем. Более того, эти самолёты стали востребованы во многих странах – дёшево и практично.
Непонятно одно – почему Ту–104 эксплуатировались целых 25 лет?
отсюда
©
Journal information