Игорь Аксюта (101) wrote,
Игорь Аксюта
101

Category:

МиГ-31 и F-22: разное предназначение и похожая судьба. В чём схожесть эпохальных машин?



Впервые поднявшийся в воздух 16 сентября 1975 года прототип дальнего высотного истребителя-перехватчика МиГ-31 — Е-155МП (борт «831») получил все конструктивные и концептуальные «корни» широко известного и уникального в своём роде 3-махового истребителя-перехватчика МиГ-25ПД. «Поставленный на крыло» признанным лётчиком-асом СССР Александром Васильевичем Федотовым, МиГ-31 воплотил в себе все наилучшие лётно-технические качества своего предка МиГ-25, а также получил модернизационную базу, которая позволила уже в недалёком будущем причислить машину к 4-му поколению тактической авиации, а затем и к разряду наиболее совершенных тяжёлых перехватчиков ХХ и ХХI веков.



Создавалась эта великолепная машина в самый разгар холодной войны, когда северные границы воздушного пространства Советского Союза то и дело нарушали американские стратегические разведчики SR-71A «Blackbird», а на вооружение надводных кораблей и подлодок Военно-морского флота США поступали стратегические крылатые ракеты RGM/UGM-109A/B/C Block I/II/IIA «Tomahawk». МиГ-25ПД/ПДМ, с их устаревшими бортовыми РЛС «Смерч-2А» и «Сапфир-25» уже не могли реализовать дальнего обнаружения и перехвата малоразмерных «Томагавков»; также, отставать западных образцов начало и ракетное вооружение МиГ-25ПД. Ракеты класса «воздух-воздух» Р-40Р и Р-40Т имели предельную скорость поражаемых целей порядка 835 м/с, чего было абсолютно недостаточно для перехвата вдогон SR-71A «Blackbird» даже на малых расстояниях. Стандартная операционная скорость последнего обычно приближалась к 900 м/с.

Первая серийная модификация МиГ-31 к этому была полностью подготовлена. Впервые в советской практике военного самолётостроения на машину подобного класса устанавливалась бортовая радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой РП-31 Н007 «Заслон». Цели с ЭПР 2 м2 обнаруживались на расстоянии 120—140 км. Кроме того, «Заслон» способен одновременно захватывать 4 воздушные цели и обстреливать их высокоскоростными 4,5-маховыми ракетами Р-33. Возможности этой ракеты в борьбе с дальними высокоскоростными маневрирующими целями возросли примерно в 5-6 раз в сравнении с Р-40Р. Так, G-лимит перегрузки цели для Р-33 составляет 8 ед. (для Р-40Р — всего 2,5-3 ед.), плюс ко всему — увеличенная с 60 до 120 и более километров дальность полёта. Ввиду оснащения МиГ-31 сетецентрическим комплексом обмена тактической информацией о воздушной обстановке АПД-518 (позволяет вести обмен данными с другими МиГ-31, машинами семейств МиГ-29 и Су-27, а также самолётами ДРЛО А-50 на расстоянии 200 км), кабина экипажа получила второго пилота-оператора систем. В дальнейшем появилась более совершенная модификация МиГ-31Б.





Многоцелевой истребитель-перехватчик МиГ-31Б начал разрабатываться примерно с 1985 года. Главным требованием к обновлённой машине было увеличение дальностных характеристик, а также модернизация элементной базы РЛС «Заслон». Реализации последнего пункта способствовал инцидент с агентом западных спецслужб Адольфом Толкачёвым, который передавал западноевропейским и заокеанским «друзьям» техническую документацию как по МиГ-31, так и по МиГ-29А. Первый же пункт (увеличение дальности) был обусловлен необходимостью дальнего патрулирования воздушных просторов Арктического региона, а также эскортированием противолодочных самолётов морской авиации. МиГ-31, дооснащённые штангой дозаправки в воздухе, получили название «Изделие 01Д3». Также были переходные версии МиГ-31БС («изделие 01БС»): здесь было модернизировано лишь БРЭО, но штанга дозаправки не устанавливалась.

Окончательной же серийной модификацией стал МиГ-31Б («Изделие 01Б»). Эта машина получила полный пакет обновлений, используемых в модификациях «01Д3» и «01БС». Кроме Г-образной штанги дозаправки, перехватчик получил усовершенствованную БРЛС «Заслон-А» с идентичными энергетическими показателями, но более высокой помехозащищённостью и вычислительными средствами. Серийное производство этих машин началось в конце 90-го года.

Традиционно, многоцелевые тяжёлые истребители-перехватчики семейства МиГ-31 принято сравнивать с американскими палубными истребителями перехватчиками F-14A «Tomcat» и F-14D «Super Tomcat». «Коты-забияки», поступившие на вооружение в 1974 году, имеют с нашим «Фоксхаундом» наиболее схожие боевые характеристики, включая дальность работы бортовых РЛС AN/AWG-9 и AN/APG-71 и радиус действия ракет «воздух-воздух» AIM-54B/C «Phoenix». Но боевая карьера «Томкэтов», в связи с приходом более современных «Супер Хорнетов» и по глупости командования ВМС США, была завершена 22 сентября 2006 года, — флот лишился наиболее скоростной в истории многоцелевой палубной машины, заменив её медленными F-35B/C и F/A-18E/F, сделав выбор в пользу большей маневренности и лёгкости обслуживания. А поэтому и сравнение это сегодня делать не совсем логично.

Более же актуальным может являться сравнение дефицитного семейства МиГ-31Б/БМ с американским F-22A «Raptor». Многие могут высказаться далеко не в пользу данного сравнения, поскольку машины по предназначению абсолютно разные, но нет никаких сомнений в том, что некоторые характеристики и особенности боевого применения объединяют их.

Созданный для замены истребителей завоевания превосходства в воздухе 4-го поколения F-15C «Eagle», а также более многофункциональных тактических истребителей поколения «4++» F-15E «Strike Eagle», F-22A был наделён самыми прогрессивными на 1990-й год конструктивными особенностями планера в плане снижения радиолокационной сигнатуры, лучшими по тяговооружённости ТРДДФ «Pratt & Whitney F119-PW-100» с режимом ОВТ, а также наиболее продвинутым бортовым радиоэлектронным оборудованием. Являясь первым тактическим носителем бортовой РЛС с активной ФАР AN/APG-77 в ВВС США, «Раптор» хоть и не опередил МиГ-31 по срокам оснащения современными ФАР-радарами, получил лучший в своём роде радиолокатор, который уже более 10 лет, по ТТХ, твёрдо удерживает позиции между станцией Н036 «Белка» (установлен на Т-50 ПАК ФА) и Н011М «Барс», известным в составе вооружения сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ. Чаще F-22A сравнивается с такими передовыми машинами переходного поколения, как Су-35С, либо малозаметным истребителем 5-го поколения Т-50 ПАК ФА, но упор в этих машинах сделан на многофункциональность выполняемых задач, в которые входит как завоевание превосходства в воздухе, так и прорыв ПВО противника или ударные миссии.

«Раптор» же, напротив, чаще используется в качестве авиационного комплекса для одержания господства в воздухе. Так, в над территорией Сирии эту машину американцы применяют для защиты дружественных сил так называемой «умеренной оппозиции», а во время проведения воздушной операции «Одиссея. Рассвет» F-22A обычно использовались в разведывательных целях и для обеспечения бесполётной зоны в воздушном пространстве Ливии. Первое боевое крещение «Раптора» произошло в сирийской компании, где машины этого типа впервые применили для нанесения точечных ударов по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. Самым распространённым, адаптированным для «Раптора» вооружением класса «воздух-земля» продолжают оставаться управляемые авиабомбы типа GBU-32 JDAM и малоразмерные так называемые «узкие бомбы» класса GBU-39 SDB и GBU-53/B SDB-II. Последние версии SDB («Small Diameter Bomb») обладают высочайшей точностью (КВО до 5 м) и малой радиолокационной заметностью в 0,01 м2, благодаря чему может быть достигнут прорыв ПВО даже более-менее современных ЗРК типа «Бук-М1» или С-300ПС с точным поражением прикрываемой цели. Но данное вооружение, интегрированное в СУВ «Раптора», не может делать F-22A достойным ударным авиационным комплексом XXI века.

Во-первых, дальность этих УАБ обычно не превышает 120 км при пуске с высоты 10—12 км. Во-вторых, бомбы подходят к цели на невысокой околозвуковой скорости, что не создаёт абсолютно никаких сложностей для перехвата наиболее совершенными войсковыми ЗРСК типа «Тор-М2Э», «Панцирь-С1» и дальнобойных ЗРК типа С-300ПМ1, С-300В4 и С-400 «Триумф». В то же время, информации о разработке специализированных версий ПРЛР AGM-88 HARM со складными рулями, тактических ракет AGM-84H SLAM-ER и другого передового ВТО для «Раптора» мы не слышали. По этой причине делаем вывод: назначением F-22A и в дальнейшем останется борьба с дальним и ближним воздушным противником.

В то время как на протяжении 15 лет F-22A постепенно проходил различные подготовительные технологические этапы и приближался к обретению начальной боевой готовности, не стоял на месте и наш МиГ-31Б. Микояновцы, применяя технологические наработки, ранее готовившиеся для внедрения в модификацию МиГ-31М, в 1997 году приступили к разработке ещё одного, более недорогого варианта машины, — МиГ-31БМ, который сегодня вполне справедливо относится к поколению «4+». Напомню, что первый венец совместной инженерной мысли ОКБ «МиГ», ОКБ-19 им. П. А. Соловьёва и НПО «Ленинец», МиГ-31М, так и не попал на вооружение ВВС России в начале 90-х из-за отсутствия должных ассигнований со стороны российского руководства в связи с кризисной экономической обстановкой в стране, разразившейся в период перестройки.

Машина должна была получить перспективную бортовую РЛС с ПФАР «Заслон-М» с увеличенным энергетическим потенциалом, а также пропускной способностью и целевой канальностью (24 сопровождаемых цели и 6 захватываемых). Дальность обнаружения типовых целей была ровно в 2 раза больше, чем у первой версии «Заслона» (400 км против 200 км). За счёт установки более продвинутого БРЭО (новая БРЛС и контейнеры РЭБ на законцовках крыла), а также увеличенной на 1500 л ёмкости топливной системы, масса пустого МиГ-31М была на 2355 кг (на 11%) больше, чем у ранних МиГ-31, а поэтому новая машина получила на 2,4 м2 большую площадь крыла, а также аэродинамические наплывы у корневой части крыла с целью компенсации потери устойчивости, появившейся после увеличения центрального топливного бака в гаргроте МиГ-31М. Количество точек подвески МиГ-31 возрастало с 8 до 10, а масса боевой нагрузки с 7560 до 10000 кг.

Обновлённая БРЛС «Заслон-М» давала возможность применять в сверхдальнем воздушном бою управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-33С и Р-37 для перехвата малоразмерных гиперзвуковых (включая аэробаллистические) средств воздушного нападения, а также ракеты воздушного боя средней/большой дальности семейства РВВ-АЕ/-ПД (Р-77) для уничтожения высокоманевренных аэродинамических целей, зенитных, крылатых и других авиационных ракет. Высокие боевые качества машины были продемонстрированы в 1994 году, когда один из 6 оставшихся прототипов перехватчика перехватил учебную цель на удалении 300 км: все достижения американской палубной связки «Томкэт-Феникс» были полностью парированы.

Аналогичными качествами был наделён и современный МиГ-31БМ. Несмотря на то, что «БМки» являются усовершенствованными версиями МиГ-31Б по части электронной «начинки», и сохранили прежнюю аэродинамику и планер со стандартной площадью крыла, новое оборудование дало многоцелевому перехватчику немыслимые ранее возможности борьбы с широким спектром наземных и надводных целей.

Боевая нагрузка МиГ-31БМ составляет 9000 кг (всего на 1 тонну меньше, чем предусматривалось на МиГ-31М), зато появился огромный список применяемого ракетно-бомбового вооружения, которого не было на предыдущих версиях МиГ-31, и который в разы шире, нежели на одной из самых совершенных версий «Раптора» — F-22A Block 35 Increments 3.2/3.3. Данный список включает: тактические ракеты с телевизионной и полуактивной лазерной ГСН Х-29Т/Л, противорадиолокационные ракеты большой дальности Х-31П и созданные на их основе сверхзвуковые ПКР Х-31АД, дозвуковые тактические ракеты Х-59М/МК «Овод» (дальность 285 км), управляемые авиабомбы КАБ-500 и другое современное ВТО. Это вооружение превращает МиГ-31БМ в настоящего «убийцу» наземной и морской ПВО противника: насколько известно, ни один современный тактический истребитель-носитель противорадиолокационных и противокорабельных ракет не имеет возможности приближаться к цели на скорости 2,4—2,6М с вооружением на подвесках, обновлённый же «Тридцать первый» выполнит это без труда, плюс, одновременно отразит атаку воздушного противника на дальности до 280 км новейшими ракетами Р-37 или РВВ-БД. «Рапторы», к примеру, даже при всей своей многофункциональности, не могут похвастаться такими уникальными характеристиками ведения дальнего воздушного боя с одновременной работой «по земле». Всё это было достигнуто благодаря использованию принципиально новой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», для управления которой разработали высокопроизводительную БЦВМ «Багет-55».

Как вы можете видеть, исторически сложилось так, что две машины разного поколения (МиГ-31БМ и F-22A), разного класса и с отличающимися тактико-техническими характеристиками имеют очень похожую судьбу. Планирующаяся изначально огромная серия «Рапторов», ввиду экономических проблем и инвестиций на такие программы, как JSF (F-35A/B/C), за десяток лет была постепенно урезана всего до 187 строевых машин, из-за чего сегодня ВВС США крайне редко используют их на различных ТВД, оставляя на самый «чёрный день»; также, редко используются «Рапторы» и в ударных операциях, несмотря на возможности работы по наземным целям, взваливая их на плечи пилотов «Супер Хорнетов» и «Страйк Иглов». Схожая ситуация наблюдается и с нашими МиГ-31Б/БМ.

В июле этого года, американские конгрессмены, опираясь на неутешительные прогнозы по стоимости палубных версий F-35B/C, а также на подтверждённые данные о низких ЛТХ F-35A, вполне серьёзно стали задумываться о перезапуске производственных мощностей F-22A и модернизации уже стоящих на вооружении 187 истребителей. Ведь более-менее здравомыслящие головы в Пентагоне и Минобороны понимают, что «Лайтнинги» в плане выполнения задач по завоеванию превосходства уступают и «Рапторам», и российским сверхманевренным истребителям Су-30СМ и Су-35С; на одних только F-35A защиту идентификационной зоны ПВО «NORAD» не построить. Тем не менее, «перезагрузка» серийного производства F-22A, во-первых, потребует дополнительных немалых финансовых вливаний, во-вторых,- уже не имеет той актуальности, которая была в первом десятилетии XXI века. Так, к примеру, меньший объём внутренних отсеков вооружения F-22A не позволяет в малозаметном режиме брать на борт более 2 управляемых авиабомб массой более 467 кг (GBU-32), F-35A и C могут взять 4 бомбы подобного калибра и 2 УАБ калибром 900 кг. Исключением является лишь палубный малозаметный истребитель с коротким взлётом и вертикальной посадкой F-35B, где часть объёма внутренних отсеков вооружения занята воздухозаборником и гондолой с подъёмным вентилятором.

«Раптору» же для расширения номенклатуры ударного ракетно-бомбового вооружения потребуется использование внешних подкрыльевых подвесок, что приведёт к потере «стелс»-режима. Такая перспектива американцев в корне не устраивает, так это полностью противоречит концепции их ВВС, где приоритет отдаётся малозаметным, быстрым и мощным ударным операциям.

Что касается МиГ-31БМ, то его сборочную линию также совсем недавно подумывали перезапустить. И предлагал это не простой интернет-обозреватель или блогер, а вице-премьер России Дмитрий Рогозин. Не случайно, спустя ровно 20 лет, было высказано мнение о возможном возобновлении МиГ-31БМ: машина реально готова и к ударным операциям нового века и воздушным боям на запредельных дальностях, на которых другие истребители только обнаруживают друг друга. Но в итоге решили остановиться лишь на модернизации существующих машин до уровня МиГ-31БМ. Причин здесь сразу несколько: это и большая радиолокационная сигнатура планера (ЭПР около 10 м2), и низкая маневренность, не позволяющая вести ближний воздушный бой, и просто громадная инфракрасная сигнатура, которую видно на расстоянии пары сотен километров с помощью ИК-канала оптико-электронных комплексов AN/AAQ-37 DAS и AAQ-40 (CCD-TV), установленных на F-35A. Но тем не менее, машины прослужат в ВКС России ещё не менее десятка лет, поскольку есть и некоторые неоговоренные в начале обзора качества — способность полётов со сверхзвуковой крейсерской скоростью до 2250 км/ч (со сверхдальними УРВВ Р-37 на 4 подфюзеляжных подвесках), перехват стратосферных целей со скоростями до 6500-7000 км/ч, использование в качестве высокоскоростного сверхоперативного самолёта ДРЛОиУ для другой тактической авиации. В этих задачах наш МиГ-31БМ и с «Рапторами» тягаться может.

На вооружении ВКС России находится около 150 МиГ-31Б/БМ/БСМ, 113 из которых будет модернизировано до версий «БМ/БСМ» мощностями ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». Достаточно этого количества или нет — сказать весьма трудно. Но учитывая, что звено этих многоцелевых перехватчиков может держать под контролем отрезок воздушного пространства протяжённостью более 1000 км, то даже четверти авиапарка МиГ-31БМ хватит для удержания стратегически важных воздушных направлений и на Дальневосточном, и на Европейском театрах военных действий. Настигать цель с выключенной форсажной камерой эти перехватчики могут в 1,15 раза быстрее, чем «Рапторы», по причине чего 150 машин можно считать вполне достаточным количеством. И не будем забывать о «Тридцать первых», стоящих на вооружении Сил воздушной обороны Республики Казахстан. Часть казахских «МиГов» также проходит модернизацию, и в итоге станет надёжным воздушно-космическим «щитом» на южном воздушном направлении ОДКБ в дополнение к недавно переданным союзной республике зенитно-ракетным комплексам С-300ПС.

«Фоксхаунды» XXI века  и «Рапторы»: разное предназначение и похожая судьба. В чём схожесть эпохальных машин?


С «Рапторами» у ВВС США всё куда труднее. Учитывая их агрессивную военно-политическую деятельность, всего 187 самолётов приходится распределять как для обороны воздушных границ Североамериканского континента, так и для участия в боевых действиях и разведывательных операциях в АТР, на Ближнем Востоке и в Европе. В заключении всего стоит отметить: и нашу и американскую машины, несмотря на их концептуальные различия, можно поставить на единую «ступеньку» в плане значимости для ВВС, количества на вооружении и спектра выполняемых операций по обе стороны баррикад. Их полный боевой потенциал будет раскрыт лишь в ходе глобальной военной эскалации, которая потребует задействования всех видов военно-политических инструментов.

[Источники информации]
Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=10593
http://tass.ru/armiya-i-opk/3701281
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f22.html
http://paralay.com/mig31m.html








©











Tags: самолеты
Subscribe

Posts from This Journal “самолеты” Tag

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment