сожженные советские танки на улицах Будапешта
В ночь с 3 на 4 ноября в пригороде Будапешта Текеле должны были состояться советско–венгерские переговоры по урегулированию кризиса. Оставалась призрачная, но надежда, что удастся избежать кровопролития. Как бы не так. Венгерская делегация в полном составе во главе с министром обороны была арестована сотрудниками КГБ (традиционная русская смекалка — вызвать на мирные переговоры и арестовать. Офицерская честь? О чём ты? Как будто не в СССР родился).
В 3–00 утра началась операция "Вихрь". Советские танки ворвались в Будапешт со стороны Пешта, в 4–15 была блокирована сторона Буда. На всех мостах через Дунай были выставлены посты. В 4–25 красная армия открыла огонь. Поскольку определенного плана не было, танки медленно ползли по улицам и стреляли во все стороны, тупо разрушая здания. Начался артиллерийский обстрел города. С аэродромов были подняты бомбардировщики ТУ–4 и истребители МиГ–17. Весь СССР был приведен в состоянии полной боевой готовности, боялись, что за Венгрию вступятся. Как вспоминают очевидцы, полки дальней авиации неделю стояли с подвешенными в бомболюки атомными бомбами, в любой момент готовые развязать 3–ю мировую войну (вот тебе и ответ на вчерашний вопрос: готов ли был СССР применить ядерное оружие в Венгрии в 1956. Ответ — ДА. Более того, это прямо предусматривалось тогдашней советской военной доктриной)
В 5–20 Имре Надь обратился к венгерскому народу с призывом защитить Революцию. Вся страна поднялась на борьбу с ненавистным врагом.
Венгерская армия и народное ополчение плечом к плечу сражались с агрессором. Запылали советские танки. Зажатая в тесных улочках старого города, военная техника оккупантов представляла собой отличную мишень для коктейлей Молотова. Увы, силы были неравными.
В 8–07 было захвачено здание Дома Радио и стало ясно, что Будапешт пал.
Сопротивление продолжалось еще несколько месяцев.
На сторону агрессора не перешел ни один солдат венгерской армии.
©
Journal information