В космонавтике есть неприятные вещи. Наверное, самая неприятная из них — очень неравномерное распределение известности и почестей за выполняемую работу. Первого человека, полетевшего в космос, случайно опрошенные люди назовут сразу, но они уже не смогут назвать третьего, или даже второго. Экипаж "Аполлона–11" помнят многие, но на порядки меньшее число людей способны назвать тех, кто летал на "Аполлонах" –10 или –12. А их работа была сравнимой по сложности и пользе. 6 августа исполнилось 55 лет со дня полета Германа Титова на "Востоке–2". Это был очень интересный полет — самый молодой космонавт, рекордная длительность в сутки, первая съемка с орбиты, первые сон, туалет и тошнота на орбите. Но об этом гораздо меньше известно.
Четырехлетний Герман Титов
Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края. Отец, учитель русского языка и литературы, сильно любил Пушкина, и назвал сына в честь Германа из "Пиковой дамы". В 1953 году Герман был призван в армию, закончил школу летчиков (1955), училище летчиков (1957) и затем служил летчиком–истребителем в Ленинградском военном округе. В 1958 году женился. В 1960 году прошел отбор в первый отряд космонавтов.
12 апреля 1961 года был дублером Гагарина
На момент старта "Востока–2" Герману было 25 лет и 11 месяцев. До сегодняшнего дня (и, как я подозреваю, еще на очень много лет) Титов держит рекорд самого молодого космонавта.
В качестве позывного Титов выбрал "Орёл". Это заложило свою традицию — если Гагарин был "Кедром", то космонавты "Востоков" после Титова брали себе птичьи позывные.
За прошедшее с полета Гагарина время на корабле "Восток" провели множество доработок. Прежде всего, исправляли то, что не успели сделать хорошо к полету Гагарина, и что могло вызвать проблемы при длительном полете. Например, в дневниках генерала Каманина упоминаются проблемы с осушителем воздуха, который мог выйти из строя на четвертый день полета. После исправления систем "Восток" гарантированно мог находиться на орбите как минимум неделю. Кроме того, корабль улучшали — за низкое качество телевизионного сигнала инженерам было стыдно, но к полету Титова ТВ–аппаратуру "Востока" серьезно проапгрейдили. Улучшили связь, она стала надежней и удобней для пользования. Телеметрию "Трал" дополнили аппаратурой "Сигнал", которая транслировала важнейшие показатели жизнедеятельности космонавта и служила для пеленгации.
Главным предметом споров в плане полета Титова была его продолжительность. Врачи и "главный по космонавтам" генерал Каманин выступали за полет длительностью 3 витка — один виток Гагарина все еще не мог гарантировать отсутствия каких–то неприятных космических факторов. Инженеры же с Королевым были за суточный полет. Прежде всего, "Восток" Титова 3КА №4 был единственным оставшимся кораблем, а новые еще не были построены. Во–вторых, в штатном режиме полетом и посадкой заведовала автоматика, недомогание космонавта не могло ей помешать. Ну и в–третьих, посадка на 2–7 витках имела инженерные сложности — солнечный датчик для этих витков давал большую ошибку. С конца апреля Каманин отправился в путешествие по странам мира с Гагариным, поэтому не мог участвовать в споре, и в итоге победили инженеры — Титов должен был лететь на одни сутки. Не стоит думать, что он бы скучал и бездельничал в таком полете. Разработчик каждой системы корабля хотел, чтобы космонавт проверил его детище в полете. Герману дали кинокамеру "Конвас" для съемки видов через иллюминаторы.
Кроме этого ему предстояло есть, пить, спать, делать физзарядку и ходить по малой нужде, и все, кроме еды и питья — впервые!
За три дня до полета Титова на Байконуре взорвалась при испытательном пуске ракета Р–9, и нервы Германа наверняка дополнительно проверялись на прочность зрелищем развороченного взрывом стартового комплекса.
Но все прошло благополучно. В 9 часов утра Москвы корабль "Восток–2" с космонавтом Германом Титовым успешно стартовал и вышел на расчетную орбиту. Уже спустя час Титов включил ручную ориентацию и впервые в истории стал поворачивать корабль на орбите. "Восток" не умел менять орбиту, а мог только поворачиваться в пространстве. И по отзывам Титова ручное управление было сделано хорошо, управлять было удобно.
Прибор "Взор" для построения ручной посадочной ориентации
На третьем витке космонавт пообедал супом–пюре, мясным и печеночным паштетом, хлебом, и запил это черносмородиновым соком. Пролетая над территорией СССР Титов держал УКВ–связь, а вне зоны радиовидимости выходил на связь в КВ–диапазоне дважды в час.
Спустя шесть часов полета (это примерно 4 виток) космонавт доложил: "Чувство невесомости переношу отлично". Но он лукавил — Германа мутило. Сейчас мы знаем, что это испытывает примерно половина отобранных и подготовленных космонавтов. Титов даже сумел найти правильный алгоритм борьбы с тошнотой — спокойные, собранные движения и минимум движений головой. Совсем не шевелиться было нельзя — задачи по фотографированию и киносъемке Земли требовали движений.
Одна из фотографий с автографом Титова
На шестом витке Герман сходил по малой нужде в космический туалет и выполнял физические упражнения.
На седьмом витке Титов снова включил ручную ориентацию и управлял положением корабля. После седьмого витка корабль уходил на так называемые "глухие витки" и до двух часов ночи Герману разрешили поспать. На "глухих витках" связь с кораблем — вопрос везения, поэтому на Земле сильно заволновались, когда в два часа ночи Титов не ответил на вызовы — если что–то случилось, Земля могла этого не узнать. Но Герман банально проспал. Вот что он сам пишет об этой истории:
На корабле не было будильника, и «дежурная смена» моего мозга, настроенная на то, чтобы проснуться по программе в 2 часа ночи, сработала несколько раньше. Проснулся за 15 минут до назначенного времени. Решил быть пунктуальным и подремать эти 15 минут. Но когда открыл глаза второй раз, то увидел, что стрелка показывала 2 часа 35 минут! Проспал! Вот досада! Ведь на Земле могут подумать о каком–нибудь неблагополучии, могут всерьез забеспокоиться… Две минуты ушли на то, чтобы окончательно освободиться ото сна, и я приступил к работе»
На семнадцатом витке, как это и планировалось, включилась автоматическая система посадки. Торможение прошло штатно, единственная техническая проблема возникла с разделением отсеков. Из–за неправильной последовательности срабатывания пироножей кабель–мачта не отделилась, и агрегатный отсек повис на ней.
Но для "Востока" это не было опасной аварией — кабель–мачта отгорела, и спускаемый аппарат нормально затормозил в плотных слоях атмосферы. На высоте 7 км Титова катапультировала автоматика, и тут ему снова "повезло" — он приземлился совсем недалеко от железнодорожной насыпи, по которой шел поезд. Когда анализировали это происшествие, кто–то даже предложил впредь согласовывать пуски космонавтов с министерством путей сообщения. Но было принято более простое решение. Из района Поволжья (Самарская, Саратовская области) место посадки перенести в степи Казахской ССР.
Титов вскоре после посадки
Полет продолжался 25 часов с минутами, Герман совершил 17 витков вокруг Земли и пролетел 703 000 км.
Сейчас уже немного забавно смотрится официальный отчет:
Из–за нерациональной секретности скрывается факт, что отдельная посадка на парашюте является штатной для "Востоков". Также вы ничего не найдете тут о тошноте Титова. Но ему хватило смелости и честности рассказать об этом на закрытом послеполетном заседании, чтобы этот опыт не пропал зря. В целом полет стал огромным успехом — было наглядно доказано, что в космосе можно находиться часами и успешно работать.
Кадры, снятые Титовым, а также заметное улучшение качества ТВ–сигнала можно посмотреть в фильмах о Титове.
ссылка - https://youtu.be/4djeAXFDh58
ссылка - https://youtu.be/yyIJ4KOJKFk
Полет "Востока–2" стал единственным в карьере Титова. В отряде космонавтов Герман возглавил 4 отдел Центра подготовки космонавтов, готовивший пилотов на аэрокосмическую систему "Спираль". Она так и не полетела в космос, поэтому еще один шанс на полет Титову, увы, не выпал.
©
Journal information